Итоги административной реформы Петра I
· Создание бюрократического централизованного аппарата государственного управления, укрепление аппарата власти.
· Подчинение Церкви государству: отмена патриаршества и создание в 1721 г. коллегии по управлению церковными делами (Синода ), члены назначались царем..
· Бюрократизация аппарата власти.
· Усиление роли государства и государственных органов, полный контроль государства над обществом (этатизм).
· Перекрыты пути для формирования гражданского общества.
Итог: оформление абсолютной монархии.
2. Корректировка абсолютной монархии в дворцовый период (1725 – 1762 гг.)
Особенности периода:
- Нестабильность государственной власти.
- Борьба между старой и новой аристократией.
- Активное участие гвардии.
В 1726 г. создан Верховный Тайный Совет, обладавший высшими законодательными правами, которому подчинялись Сенат и коллегии.
Попытки ограничения самодержавия были предприняты верховниками при приглашении на престол Анны Иоанновны. Есть мнение, что из «кондиций» со временем могло бы вырасти что-то вроде конституционной монархии. Но дворянство выступило против ограничения самодержавия, считая абсолютную монархию меньшим для себя злом по сравнению с произволом аристократических группировок, дорвавшихся до власти.
При Анне Иоанновне Верховный Тайный Совет заменен Кабинетом ее величества. Сенат восстановлен только с приходом к власти Елизаветы Петровны.
В эпоху дворцовых переворотов шел процесс корректировки абсолютной монархии (ограничение власти монарха аристократической верхушкой) и укрепления дворянской империи.
3.Просвещенный абсолютизм Екатерины II. (1762 – 1796 гг.)
Просвещенный абсолютизм возник под влиянием идей французского Просвещения XVIII века (Вольтер, Монтескье, Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.).
Идеи просветителей:
- Наука – важнейшая ценность цивилизации.
- Вера в прогресс.
- Теория естественного права – люди от рождения имеют одинаковые и естественные – равные права (свобода, равенство, право на собственность).
- Идея общественного договора. Государство возникает в результате общественного договора, то есть разделения функций между членами сообщества (одним предназначена функция производительного труда, другим – функция управления и защиты общества от врага и т.п.).
- Концепция разделения властей – необходимы четкие, непересекающиеся функции трех ветвей власти. «Система сдержек и противовесов» – ветви власти дополняют или сдерживают друг друга.
Достижение свободы, равенства, братства просветители умеренного крыла видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне, которые пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.
Это была попытка реформировать абсолютизм, приспособить его к изменившимся условиям, поставить на службу монархии некоторые из идей просветителей без угрозы для трона. Это переход к государству нового времени – самодержавному, но с просвещенным монархом.
Просвещенный абсолютизм:
–политика, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков,
- либерализация просвещенным монархом социально-экономической и культурной жизни для укрепления основ абсолютной монархии.
Главный принцип – соблюдение закона.
В начале 1760-х гг. Екатерина II заложила принципы реформирования власти и общества:
• реформирование существующего строя не должно затронуть основы самодержавия,
• приспособить к России идеи Просвещения (комплекс прав и привилегий граждан).
Наказ Екатерины II – руководство для законодательного собрания либерального характера:
-главное – законы, провозглашалось равенство всех граждан перед законом;
-Но! Самодержавие – лучшая, единственно приемлемая форма правления для России Самодержавие – хранилище законов, гарантия неизменности политического курса;
-Крепостное право осуждала, но понимала, что отменить его невозможно. Можно только улучшить положение крестьян.
-укрепить путем законов личную свободу дворян, расширить права городов
-усилить органы самоуправления отдельных сословий.
«Наказ» стал инструкцией для работы Уложенной комиссии.
Созыв Уложенной комиссии (1767-1768 гг.) – всесословного представительного органа власти. Цель – создание нового свода законов. Попытка не удалась, так как комиссия оказалась консервативной.
Сделан шаг к разделению властей. Суд был отделен от администрации и полиции.
Укрепление абсолютизма, усиление административного контроля за населением страны:
• 1775 г. – ликвидация казачьего управления на Дону и упразднение Запорожской Сечи.
• Разделение страны на 50 губерний (от 300 до 400 тыс. жителей), в уезде – 30-40 тыс.
• Реформа Сената. Разделен на 6 департаментов, лишен права издавать законы.
• Секуляризация церковных и монастырских земель.
Сфера демократии расширилась:
1785 г. Жалованная грамота городам: введение городского самоуправления, деление горожан на 6 разрядов, освобождение от телесных наказаний купцов 1 и 2 гильдии, право на собственность.
1785 г. Жалованная грамота дворянству. В ней определены права и привилегии, предоставляемые дворянству:
• Подтверждалось их право на свободу в выборе занятий.
• Они освобождались от податей, рекрутской повинности, постоя в дворянских домах войск, телесных наказаний.
• Дворянство получило исключительное право делать представления через губернаторов императрице о своих пожеланиях.
• Подтверждалось исключительное право дворянства на владение населенными имениями.
• Владения объявляются частной собственностью, расширяются размеры права ч.с.
В советской историографии предоставлением дворянам Жалованной грамоты рассматривалось как увеличение произвола дворянства, их полной вседозволенности, усиление крепостного права. Либеральные историки считают, что грамота – это признание за дворянством гражданской свободы и гражданских прав, это начало формирования гражданского общества в России.
Реформы Екатерины в отличие от петровских преобразований были гуманнее для подданных (без насилия). Реформы расшатывали основы сложившегося политического и социального устройства.