Реинжиниринг бизнес-процессов

Состав и содержание операций проектирования ЭИС с использованием новых ИТ.

Содержание проектирования типовых операций ведения ИБ и ОД с использованием средств ЧА.

Классификация методов и средств совершенствования технологии оригинального проектирования ЭИС.

Тема 1. Методы совершенствования технологии оригинального проектирования ЭИС.

1.Классификация методов и средств совершенствования технологии оригинального проектирования ЭИС.

2.Содержание проектирования типовых операций ведения ИБ и ОД с использованием средств ЧА.

3.Состав и содержание операций проектирования ЭИС с использованием новых ИТ.

 

Основными недостатками оригинального проектирования являются:

§ Большие сроки разработки;

§ Низкое качество документирования;

§ Небольшие сроки жизни проекта;

§ Отсутствие преемственности в проектных решениях;

Для исправления этих недостатков применяют ряд методов и средств:

1. Методы совершенствования организации труда программистов.

2. Средства частичной автоматизации операций проектирования.

3. Новые информационные технологии.

 

I. Методы совершенствования труда программистов:

1.1. Использование технологического комплекса программ (ТКП) – совокупности ППП, которые позволяют автоматизировать труд программистов на всех этапах разработки системы.

- ППП «Спектр» - для автоматизации разработки программ;

- «Пакет СПУ» - для управления работой программистов (расчет труд., стоимостных и временных ресурсов.);

- ППП «Контекст» - автоматизации ведения проектной документации;

- ППП «Тест» - автоматизированной отладки;

- ППП «Глоб» - автоматизированной оценки качества программного продукта.

 

1.2. Использование «R-технологии» - графического представления структуры программ (для ведения, исправления программ).

1.3. Методы IPT- техноголии фирмы IBM

- структурное проекирование;

- модульное проектироваие;

- «сверху-вниз»;

- HIPO – документация.

II. Использование средств частичной автоматизации:

2.1. Операций ввода и загрузки в ИБ:

- генераторы ввода/вывода;

- интерпретаторы программ ввода;

- конверторы.

2.2. Операций обработки и выдачи результатной информации:

- библиотеки макрогенераторов;

- библитеки стандартных подпрограмм;

- генераторы отчетов;

- генераторы программ.

III. Новые ИТ :

3.1. Технология построения распределенных ЭИС;

3.2. Технология прототипного проектирования;

3.3. Технологии проектирования и управления бизнес-процессами:

- реинжиниринга бизнес-процессов;

- «Workflow»

3.4. Web – технологии (HTML, PHP, ASP).

 

Новые ИТ позволили сформулировать новые принципы построения ИС:

§ Интеграции автоматизации основных и вспомогательных видов информационной деятельности.

§ Интеграции различных типов технических процессов (составления документов, обработки данных, подготовки принятия решения, работу эксперта и т.д.)

§ Интеграция новых технических и программных элементов (телеконференции, электронная почта),

§ Интеграции технологии по уровням управления с использованием локальных, региональных и глобальных вычислительных сетей.

§ Интеграция обработки различных видов информации (текстовой, графической, табличной, мультимедийной),

§ Интеграция процессов обработки и проектирования, ориентированных на пользователя,

§ Построение распределённых ЭИС, как совокупности АРМ.

3.2. Содержание технологии прототипного проектирования.

Сущностью технологии прототипного проектирования является:

§ Создание на этапе ТЗ предварительной версии программного продукта,

§ Последующее совершенствование этого программного продукта

Такие предварительные версии называют прототипами.

Цели использования технологии прототипного проектирования:

§ Проверка некоторых предложений по поводу:

o Архитектуры программной системы,

o Логики конкретной программы,

o Приемлемости пользовательского интерфейса,

o Осуществимости некоторой функции управления.

§ Уточнение требований к программе проекта в процессе демонстрирования некоторого прототипа пользователю.

§ Выбор наилучших проектных решений из некоторой альтернативы.

Особенности прототипного проектирования:

1. Прототип должен удовлетворять требования следующей системы управления.

2. Это рекурсивное проектирование: непрерывное, циклическое проектирование.

3. Время разработки прототипа составляет 10-20% от всего времени разработки системы.

4. Стоимостные затраты на создание прототипа – 10-20% от всей стоимости системы.

5. От прототипа не требуется реализации всей полноты функций, которые должны быть реализованы во всей системе.

6. Задачей прототипного проектирования является повышение эффективности проектирования, но не получение сразу эффективного продукта.

7. Прототипное проектирования – управляемый процесс проб и ошибок, на пути исследования поблемы.

8. Прототипы могут разрабатываться средствами, которые могут использовать пользователи непрограммисты.

9. Прототип может быть использован как тренажер для обучения пользователей (непрограммистов) работе с будущей системой.

10.

Сферы применения прототипного проектирования.

1. Прототипы применяются в разработках, связанных с большим риском из-за больших расходов на проектирование.

2. В системах, неудача разработки которых может привести к разрушению организации.

3. В системах, когда неудачу в проектировании нужно избежать, несмотря ни на какие расходы.

4. В разработках, в которых принимают участие неопытные проектировщики.

5. В системах, которые отличаются большим количеством элементов и связей между ними, а так же с динамическим характером поведения этой системы.

6. В системах, которые нуждаются в модификации.

Средства пототипного проектировани можно разбить на 2 группы:

I. Средства общего назначения:

§ Языки высокого уровня (PROLOG, APL)

§ СУБД (Access, PARADOX 3.0, QBE, DB IV)

II. Специальные средства:

§ Системы разработки прикладных программ (Clarion)

§ Генераторы программ

§ Библиотеки прикладных программ, позволяющие получать прототип программы.

 

3.3.

4.

 

 

Под бизнес-процессом (БП) понимают совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению продукции или выполнению услуги на основе потребления ресурсов. В ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии .

Менеджмент бизнес-процессов зародился в рамках концепции всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management), однако, революцию в управлении бизнес процессами внесли достижения в области современных ИТ, которые дают возможность проведения инжиниринга и ренижиниринта бизнес-процессов.

Согласно определению М. Хаммера и Д. Чемпи ренижиниринг бизнес-процессов (BPR – Business process reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия». Целью BPR является системная реорганизация всех ресурсов, направленная на упрощение организационной структуры, повышение эффективности использования ресурсов, сокращения сроков и повышение качества обслуживания заказчиков (клиентов, потребителей). BPR возможен только на основе интегрированных (корпоративных) экономических информационных систем (КИС), которые обеспечивают поддержку управления деловыми процессами на всех уровнях. Они предполагают трансформацию системы управления на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес-процессами.

Инжиниринг бизнес-процессов – это периодически выполняемый реинжиниринг (3-5-7 лет), непрерывное совершенствование и адаптация бизнес процессов по отношению к внешней среде. Как правило, работы по реинжинирингу бизнес-процессов проводятся не менее чем в течение одного года. Этапы проведения реинжиниринга бизнес-процессов представлены на рис. 3.12.

На стадии идентификации бизнес-процессов выполняются следующие работы:

1. Формулирование (уточнение) миссии предприятия.

2. Определение ключевых факторов успеха (7-8 факторов): длительность, издержки, качество, сервисное обслуживание и т.д.

3. Выявление основных видов бизнес-процессов, как существующих, так и перспективных (10 – 15 процессов).

4. Оценка бизнес-процессов по степени реализации ключевых факторов успеха.

5. Ранжирование бизнес-процессов с указанием приоритетов
реинжиниринга.

6. Неформальное описание отличительных особенностей бизнес-процессов.

7. Спецификация существующих обеспечивающих производственных и информационных технологий.

8. Описание возможных сценариев развития предприятия: появление новых технологий, ресурсов, изменение поведения клиентов, партнеров, конкурентов.

9. Определение ограничений, связанных с уровнем квалификации персонала фирмы, технической оснащенности производства и т.д.

10. Определение внешних рисков обеспечения финансовыми ресурсами, надежности партнеров.

11. Обратный инжиниринг – исследование существующих бизнес-процессов.

 

 

 

Рис.3.12 - Этапы проведения реинжиниринга

 

Обратный инжиниринг предполагает исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов. С его помощью можно построить принципиальную модель существующих бизнес-процессов и выявить направления их реорганизации.

Для оценки эффективности существующих бизнес-процессов используются методологииAMC - Activity Model Costing и ABC - Activity Based Costing.

Методология АМС предназначена для получения количественных характеристик системы при поиске наиболее эффективного или оптимального по выбранному параметру варианта её преобразования. Просуммировав числовые значения для модулей и объектов различных вариантов моделей системы, аналитик получает количественные характеристики безотносительно к конкретной продукции для принятия тех или иных решений.

АВС методология разработана как инструмент управленческого учета и направлена на получение оценок по распределению затрат на производство каждого вида продукции или услуги с целью определения основных центров, формирующих их себестоимость. При этом, учитываются не только прямые затраты модулей, представленных в модели, но и пооперационное распределение косвенных затрат от работ и услуг, внешних по отношению к рассматриваемым процессам.

Прямой инжиниринг предполагает разработку новой модели организации бизнес-процессов моделирования, проблемной области бизнес-процессов построения структуры организации и распределение объектов и функций бизнес-процессов по структурным подразделением. Одновременно определяются требования к информационной системе.

Управление и планирование процесса BPR осуществляется на всех стадиях жизненного цикла проекта реинжиниринга бизнес-процессов. Для решения этих вопросов широко используются программные средства управления проектами, такие как Microsoft Project, Process Engineer, Primavery и другие. Средства планирования и управления проектами существуют также во всех известных КИС.

Внедрение проекта BPR осуществляется поэтапно в соответствии с приоритетами, установленными на этапе идентификации бизнес-процессов. Для успешного внедрения проекта необходимо на основе новой организационно-штатной структуры предприятия разработать нужные должностные инструкции, подготовить рабочую документацию и обучить персонал. Одновременно проводится комплекс проектных работ: программирование, настройка ПО, наполнение БД, установка оборудования, отладка проекта. Успех этого процесса во многом зависит от качества проектной документации. После внедрения необходимо организовать анализ эффективности функционирования бизнес-процессов для их своевременной адаптации к изменяющейся внешней среде.