Исследование фирменной структуры рынка

Анализ фирменной структуры рынка – есть систематизация и изучение участников рыночных отношений. Исследование обычно проводят по трем группам фирм:

1. Фирмам-контрагентам;

2. Фирмам-конкурентам;

3. Фирмам-посредникам.

Под контрагентами понимают существующих и потенциальных покупателей продукции. Целью их анализа является сегментирование рынка покупателей и ранжирование их по предпочтительности.

Изучение фирм–посредников позволяет на основе объективных данных выбрать наиболее эффективного посредника, который в состоянии обеспечить предприятию поддержку на рынке. При выборе посредника ориентируются на следующие критерии:

- Посредник не должен представлять на данном рынке другую компанию-изготовителя аналогичной продукции;

- Посредник должен иметь складские помещения;

- Посредник должен обладать опытом работы с данным товаром;

- Он должен иметь безукоризненное финансовое положение и деловую репутацию.

Помимо этого полезно также изучить всю рыночную инфраструктуру. Для исследования фирменной структуры рынка может применяться PEST-анализ. Термином анализ PEST обозначается анализ маркетинговой среды, основанный на изучении политических, экономических, социальных и технологических факторов.

Политические, правовые, законодательные факторы рынка тесно переплетены между собой. Предприятию необходимо поддерживать хорошие отношения с выборными политическими официальными лицами, поскольку в этом случае существует меньшая вероятность ввода в силу законодательства, ограничивающего деятельность компании. В этой связи многие предприятия стараются не просто приспособиться к политическим условиям, но и влиять на них, например, посредством оказания финансовой поддержки во время предвыборной кампании.

Экономические факторы - влияют как на решения и действия продавца, так и на решения покупателя. Колебания цикла деловой активности влияют на покупательскую способность, а общая ее сумма является для предприятия важным показателем, который может влиять на товарооборот.

Социальные факторы состоят из структуры и динамики тенденций отдельных людей и групп населения, а также объединяющих их факторов. По своей природе социальные факторы относятся к долгосрочным, тем не менее, они могут быть использованы динамичными бизнесменами в свою пользу (например, снижение рождаемости может быть использовано как благоприятная возможность в производстве сложных игрушек для детей постарше).

Проекты технологического процесса, потребляющие значительные средства, являются жизненно важными для многих быстроразвивающихся отраслей промышленности. Часто решение об установке нового оборудования принимается в условиях высокой вероятности того, что к моменту его использования оно морально устареет.

Как правило, заключительным этапом исследования фирменной структуры рынка является анализ размещения предприятий рыночной сферы. Степень пропорциональности размещения торговой сети распределению плотности населения и их доходам отражает коэффициент локализации (L):

, где доля региона в общем объеме факторного признака;

Xj- доля j- го региона в общем объеме результативного явления;

Yj- число j-х регионов. Чем ближе к нулю, тем больше совпадает распределение товарооборота с распределением данного фактора, и, следовательно, теснее с ним связано.

По каждому региону рассчитываются частные показатели локализации (l):