Анализ рыночной конъюнктуры, емкость рынка и методика ее определения

Рыночная конъюнктура - это конкретная рыночная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в ограниченный промежуток времени. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию.

Понятие рыночной ситуации включает:

- Степень сбалансированности рынка;

- Тенденции его развития;

- Уровень устойчивости или колеблем ости его основных параметров;

- Масштабы рыночных операций, степень деловой активности;

- Уровень коммерческого риска;

- Силу и размах конкурентной борьбы;

- Положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, т.е. соотношение спроса и предложения.

Конъюнктура рынка имеет три принципиальные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от потенциальных его возможностей. Товарное предложение и спрос представляют собой формы функционирования потенциала рынка.

Потенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров, продуктов, услуг.

В общем виде формула потенциала выглядит следующим образом:

, где Ni- единицы производства или потребления,

Wi - показатели мощности единиц,

Ex- эластичность спроса или предложения,

Fj - прочие факторы и элементы потенциала,

n-число единиц потенциала.

Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождественен ему.

Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.

Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:

, где Si-численность i-й группы потребителей,

k - коэффициент потребления в базисном периоде, или норматив потребления группы потребителей (нормативы: технологические – для средств производства, физиологические – для продуктов питания, рациональные – для непродовольственных товаров и услуг);

Ex - коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов,

P-объем нормального страхового резерва товаров,

H-насыщенность рынка,

Иф- физический износ товаров,

Им - моральный износ товаров,

А - альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (натуральные источники потребления, черный рынок),

С - доля конкурентов на рынке.

Показатель насыщенности играет самостоятельную роль в конъюнктурном анализе, поскольку оказывает сильное влияние на цикличность рынка, ограничивая спрос.

Его формула: , где Нк - наличие товара на конец периода,

Нн - наличие товара на начало периода,

П - покупка товаров за период,

В - выбытие товаров за период.

Емкость рынка может быть рассчитана также на основе следующей формулы:

- Емкость рынка = Производство товаров на предприятиях отрасли (региона) + Остаток товаров на складах производителей - Экспорт товаров - Экспорт товаров косвенный (вывоз запчастей и комплектующих к основным товарам) + Импорт товаров + Импорт товаров косвенный (ввоз запчастей и комплектующих к основным товарам).

Применительно к продовольственному рынку емкость рынка может быть также определена на основе норм потребления тех или иных продуктов питания (или на основе среднедушевого потребления продовольствия по России, региону и т.д.).

В этом случае формула следующая: Емкость рынка = Численность населения региона (территории) х Норма потребления товара, скорректированная в соответствии с повозрастными коэффициентами (см. табл. 1).

 

Таблица1