Анализ рыночной конъюнктуры, емкость рынка и методика ее определения
Рыночная конъюнктура - это конкретная рыночная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в ограниченный промежуток времени. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию.
Понятие рыночной ситуации включает:
- Степень сбалансированности рынка;
- Тенденции его развития;
- Уровень устойчивости или колеблем ости его основных параметров;
- Масштабы рыночных операций, степень деловой активности;
- Уровень коммерческого риска;
- Силу и размах конкурентной борьбы;
- Положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, т.е. соотношение спроса и предложения.
Конъюнктура рынка имеет три принципиальные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.
То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от потенциальных его возможностей. Товарное предложение и спрос представляют собой формы функционирования потенциала рынка.
Потенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров, продуктов, услуг.
В общем виде формула потенциала выглядит следующим образом:
, где Ni- единицы производства или потребления,
Wi - показатели мощности единиц,
Ex- эластичность спроса или предложения,
Fj - прочие факторы и элементы потенциала,
n-число единиц потенциала.
Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождественен ему.
Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:
, где Si-численность i-й группы потребителей,
k - коэффициент потребления в базисном периоде, или норматив потребления группы потребителей (нормативы: технологические – для средств производства, физиологические – для продуктов питания, рациональные – для непродовольственных товаров и услуг);
Ex - коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов,
P-объем нормального страхового резерва товаров,
H-насыщенность рынка,
Иф- физический износ товаров,
Им - моральный износ товаров,
А - альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (натуральные источники потребления, черный рынок),
С - доля конкурентов на рынке.
Показатель насыщенности играет самостоятельную роль в конъюнктурном анализе, поскольку оказывает сильное влияние на цикличность рынка, ограничивая спрос.
Его формула: , где Нк - наличие товара на конец периода,
Нн - наличие товара на начало периода,
П - покупка товаров за период,
В - выбытие товаров за период.
Емкость рынка может быть рассчитана также на основе следующей формулы:
- Емкость рынка = Производство товаров на предприятиях отрасли (региона) + Остаток товаров на складах производителей - Экспорт товаров - Экспорт товаров косвенный (вывоз запчастей и комплектующих к основным товарам) + Импорт товаров + Импорт товаров косвенный (ввоз запчастей и комплектующих к основным товарам).
Применительно к продовольственному рынку емкость рынка может быть также определена на основе норм потребления тех или иных продуктов питания (или на основе среднедушевого потребления продовольствия по России, региону и т.д.).
В этом случае формула следующая: Емкость рынка = Численность населения региона (территории) х Норма потребления товара, скорректированная в соответствии с повозрастными коэффициентами (см. табл. 1).
Таблица1