Электронный бизнес. Участники электронного рынка.

Информационные системы и технологии в торговле

 

Торговля - один из наиболее интенсивно развивающихся секторов приложения информационных технологий. Однако в силу различных причин автоматизация здесь происходит относительно медленно: торговля более консервативна в восприятии информационных технологий, чем большинство других сфер экономики, стартовые условия автоматизации в торговле были менее благоприятны, объективные потребности в автоматизации формировались постепенно.

Особенности автоматизации в торговле обусловлены, структурными особенностями торговых предприятий. В настоящее время отмечается возрастающий интерес к распространению информации о товарах через информационные каналы, в т.ч. через Интернет, использование интерактивных банковских услуг для оплаты товаров.

Развитие компьютерных информационных систем и технологий привели к формированию нового вида экономической деятельности — электронного бизнеса. Электронной бизнес является особой формой бизнеса, реализующейся в значительной степени посредством компьютеризации процессов производства, продажи и распределения товаров и услуг.

Электронный бизнес — это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Электронный бизнес имеет четыре составляющих: маркетинг, производство, продажи и платежи. Основу электронного бизнеса составляет электронный маркетинг, который реализуется средствами информационных технологий. Электронный бизнес ставит своей целью использование преимуществ компьютерных сетей (удобство, доступность, глобальный охват) как для расширения возможностей традиционного бизнеса, так и для создания новых виртуальных видов бизнеса.

Электронный бизнес осуществляется на нескольких типах электронного рынка:

· В2В (business-to- business) — организации осуществляют продажи друг другу, используя торговые рынки[1], торговые площадки различных поставщиков для организации продаж товаров или услуг, межотраслевые порталы[2], аукционы[3], электронные биржи[4].

· B2C (business-to-consumer) — организации продают товары и услуги непосредственно индивидуальным потребителям, используя Web-витрины, розничную торговлю, виртуальные молы, продажу on-line услуг транспортных, туристских, страховых, финансовых и инвестиционных компаний, банков, учебных заведений и т. п., торговлю по электронным каталогам.

· C2C (consumer-to-consumer) — потребители продают товары и услуги друг другу на электронных аукционах индивидуальных потребителей.

· G2E (government-to-everybody) — государственные органы предоставляют гражданам необходимые услуги.

· B2G (business-to-government) — происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур по правительственным закупкам, не требующим проведения конкурсов.

Преимущества электронного бизнеса.

Для предприятий:

расширение рынка.Даже с небольшим капиталом компания может обслуживать клиентов в глобальном масштабе;

снижение издержекполучения, обработки и хранения информации, снижение административных расходов за счет уменьшения запасов;

специализация бизнеса;

усиление конкурентных преимуществкомпании за счет, ориентации производства на заказы клиентов;

ускорение бизнес-процессовза счет повышения производительности труда сотрудников;

возможность интерактивности и совместимости в реальном масштабе времени. Коммуникация в Интернете двухсторонняя, происходит в реальном времени и обеспечивается совместимостью информационных систем, что является принципиально важным для принятия маркетинговых решений. Эти свойства позволяют маркетологу, например, обосновывать цены в реальном времени;

возможность параллельного общения с клиентами;

расширение возможностей партнерства,установление долгосрочных отношений с поставщиками и клиентами, расширение доступа к информации и т. д.

Для потребителей:

круглосуточное обслуживаниев любое удобное для потребителя время, без перерывов и выходных;

расширение выборатоваров, поставщиков, цены, качества;

получение подробной и своевременной информации;

сравнение предложений и обмена информациейс другими потребителями.

Недостатки электронного бизнеса.

По данным западных аналитиков, бурное развитие электронного бизнеса возможно при обеспечении доступа в Internet не менее 10-20% населения. В станах СНГ невысокая сетевая инфраструктура, низкая платежная способность населения. Кроме того, слабо налажена система оплаты через Internet. У многих потенциальных покупателей нет кредитных карт, а отечественные платежные системы еще плохо развиты. Важную роль играет моральная неподготовленность людей делать покупки через Internet.

К недостаткам электронной торговли относятся:

· в электронном магазине далеко не все там можно купить, а сделанную покупку не просто оплатить,

· сложно получить покупку сделанную в другом городе,

· продавцам создание и поддержание Internet-магазина обходится недешево,

· пользователь может утонуть в море информации.