К главе первой книги первой

 

1 Petrus Vallium Cernay. Historia Albigensium; c. 12. Processus negotii Raymundi comitis Tolosani apud Migne. Patrologia; t. CCXVI, p. 89—98. Vaissete. Histoire de Languedoc, cont. par du-Mege; V, 114-116.

2 Hurter. Geschichte Papst Innocenz des Dritten; 1834; erste Buch, Anmerk. S. 3, 8, 15.

3 У Конти были владения в Риме и окрестностях; им же могло принадлежать графство Сеньи в Кампанье.

4 В письме к Филиппу II Французскому Иннокентий вспо¬минает с признательностью о Парижском университете (Нее. 1пп.; I. II, ер. 17).

5 См. «Деяния» Иннокентия. 5. 3.

6 Bohrbachei; XVII, 24-25. — Reg. Inn.; I. I, ep. 15, 230 etc.

7 Reg. Inn.; I. XVI, ep. 77. - Migne; CCXVI, 878-879.

8 Gesta Innocentii; c. 120.

9 По-прежнему «codex Vallicelanus» b Gesta; c. 121 h Reg. Inn.; I. VII, ep. 229 (Migne; CCXV, 551). y Raynaldi напечатано по другому варианту (Annales ecclesiastici; I, 199).

10 Migne; CCXIV, 280-282 etc.

11 Известно, что Роман Мстиславич Галицкий отвечал послу Иннокентия указанием на собственный меч.

12 Помечена в Витербо 7 октября 1207 года. Migne; CCXV, 1232-34. Reg. Inn.; I. X, ep. 138.

13 Raumer. Geschichte der Hohenstaufen und ihrer Zeit; 1 Augs. Ill, 247.

14 cm.: Guizot. Collection des memoires; t. XI, notice sur Rigordus, p. 10. Ригор первый дал Филиппу II прозвание Augustus, от глагола аugеге — увеличивать владения. Это слово могло также служить напоминанием счастья Октавиана.

15 Rigordus. Philippi-Augustivita; p. 1 12 (Collection de Guizot).

16 Reg. Inn.; I. I, ep. 171. — Migne; CCXIV, 150.

17 Таково деление Гизо и Тьерри. К средней полосе епископских городов с характером самостоятельной магистратуры, но без политического значения, принадлежали; Орлеан, Гатинэ, Мен, Анжу, Тюренн, Берри, Нивернэ, Бурбоннэ и Бургундия (villes de simple bourgeoisie). Остальные причисляются или к югу (villes de consulat), или к северу (villes de commune). Augustin Thierry. Monuments, prefaces; I, 26; II, 3—70. — Guizot. Civ. en France; V, 150-186. — Warnkoenig. Franz. Rechtsgesch; I, 260-318.

18 Matthaeus Paris. Historia major Angliae; a. 1205.

19 Трубадурам приписывалось преимущественно лемузенс-кое происхождение. Маркиз Сантильяна, писатель XV века, по¬вторяет выражение Нунеса де Лианьо, португальского историка, о подражании поэтам «Оверни и Лемузена» (Baret. Espagne et Provence, etudes sur la litterature du midi de 1'Europe. 1857; p. 54). Под общим именем лемузенского подразумевался также и вален-сийско-каталонский язык.

20 Sauvage. Dictionnaire languedocien; 1 ed., p. 217.

21 Записан у Nithardus-historiarum libri quatuor; I. Ill, c. 5 (Pertz.; II, 665). — Специальная оценка его в соч. b com. Fr. Dietz. Altromanische Sprachdenkmale, berichtigt und erklart nebst einer Abhandlung uber den epischen Vers. 1846.

22 Mary-Lafon. Histoire du Midi de la France. 1842; I, 436. Там же указаны места источников. О выборных епископах авиньонских сохранилось 4 изв. — Кауп. Ог. тип.; I, 182.

23 Такой документ, например, был заключен в 1204 году рыцарем Бернардом д'Орбессоном с городом. Первое условие — это обязательство перед консулами и всеми мужчинами и жен¬щинами города и замка Тулузы, нынешними и будущими, что он «не причинит никакого грабежа и никакого зла...».

24 Compayre. Etudes historiques et documents inedits sur 1'Albigeois. Du-Mege. Additions et notes; VI, 61, 67.

25 Catel. Memoires de 1'histoire de Languedoc; p. 603.

26 Papon. Histoire generale de Provence, 4 v., 1777—86; Par. Preuves, II, 14.

27 Gaufredus Lemovic. Chronicon; c. 73—74.

28 «Per sola leys cui hom so — Dei aver franc cor e bo — Per tolas domnas honrar». Mary-Lafon. Midi; II, 379.

29 Bernard de Ventadour, — noMemeHO y Raynouard. Choix des poesies des troubadours; III, 83. Pons de Capdueil, tbm xe; III, 174. В переводе полагаемся на авторитет издателя; см. его Des troubadours; эта книга служила нам руководящим пособием.

30 Raynouard. Choix; III, 16.

31 Bernard de Ventadour. — Taм жe, 84.

32 Guillaume de Cabestaing. — Taм жe, 115.

33 Raymond lorda. — Taм жe, appendix.

34 Pierre de Barjac. — Taм жe, 213.

35 Там же, 447.

30 Там же, 342.

37 См. Оез {гоиЬайоигз; 34.

37 cm. Des troubadours; 34.

38 Roger. Arch. hist, de 1'Albigeois; 246.

39 Fauriel. Histoire de la poesie provencale; III, 316.

40 Pons de la Garda: «De la gleisa». Raynouard. Choix; IV, 278.

41 Raynouard; IV, 335.

42 Raynouard. Choix; IV, 284.

43 Opanu. nep. y Mary-Lafon. Midi; II, 384. «A! per que vol clercs beia vestidura» etc.

44 Mary-Lafon; II, 384, 388. «No m'laissarai per paor» etc.

45 Apud Gieseler. Kirchengeschichte; 4 Ausg. B. II, Th. II. S. 248.

46 Baluzius. Miscellanea (P. 1768); V, 63.

47 Polycraticus seu de nugis Curialium; I. VI, c. 24. Gieseler; TaM xe. Cave. Scr. eccl. hist. Hit. 1745.

48 Waltherus Mapes apud Flacium; 420.

49 La Bible de Guiot de Provins; v. 666-674 et v. 765-774.

50 Apud Gieseler; II. II, 353.

51 Gaufredus Lemovic. Chronicon; c. 74.

52 lacobus de Vitriaco. Historia oricntalis seu hist, hierosolymitana abbreviata; I. II, intr., c. 4, 6 (Guizot; p. 280, 282-283, 290).

53 Там же, 1. II, (Guizot; c. 7; p. 291) — типичные сцены во время крестовой проповеди священника Фулько Нельи, сделавшегося в Париже бичом разврата.

54 См. следующие источники: Reg. Inn.; I. XV, ep. 202. — Migne; CCXVI, 731; Hurter. Gesch. Papst Inn. Ill, 450. Reg. Inn.; I. VI, ep. 78, 209. - Migne; CCXIV, 181. Reg. Inn.; VIII, ep. 151. - Migne; CCXV, 726. Reg. Inn.; I. XI, ep. 264. - Migne; CCXV, 1576-1578. Regesta; I. V, ep. 54, — дело об архидиаконе Ричмондском (у Migne; CCXIV, 1021 — 1025), обвиняемом во множестве самых ужасных преступлений и, между прочим, в вооруженном насилии, поджогах и святотатстве.

55 Innoc. sermones de tempore, s. XII, — Migne; CCXVII, 368-369.

56 5, 7 и 8 постановления авиньонского собора 1209 г.— Schmidt. Hist, des Cathares; 1, 192.

57 Reg. Inn., I. Ill, ep. 21 (Migne; CCXIV, 903-906); I. X, ep. 68 (Migne; CCXV, 1165).

58 Histoire litteraire de la France; XVII, 498.

59 Guileimus de Podio Laurentii. Chronicon super historia negotii Francorum seu historia Albigensium; prologus (Bouquet. Scriptores; XIX, 194).

60 Письмо Иннокентия III к архиепископу нарбоннскому от 5 июня 1204 года. — Migne; CCXV, 355—357. Тут же указания на пороки духовенства. Почему еретики распространены и публично проповедуют свое учение? «Гибельные аргументы» против церкви, по мнению Иннокентия, еретики находят в жизни самих церковных иерархов.

61 Schmidt. Histoire et doctrine de la secte des Cathares ou Albigeois; II, 237.

62 Reinerus. Contra Wald.; c. 3.

63 Peire Vidal. cm. Raynouard. Choix des poesies des troubadours; IV, 105.