Основные допущения организационной культуры

Философия и идеология организации

2.1.

Ядро организационной культуры составляют философия и идеология организации — основополагающие принципы, идеи и допущения, задающие смысл существования организации, отражающие суть отношения к сотрудникам и клиентам и являющиеся глубинным мотивом поведения сотрудников по отношению друг к другу, клиентам, конкурентам, партнерам.

Часто этот компонент организационной культуры называют «корпоративной религией». Частично философия и идеология выражаются в миссии организации, частично — в словах и действиях людей, но большей частью они укоренены в сознании и подсознании сотрудников настолько глубоко, что они часто даже не могут объяснить, почему так поступают и принимают такие решения.

Э. Шейн выделил основные допущения (предположения), которые, в зависимости от того, какой вариант доминирует в сознании (и подсознании) руководства и членов организации, определяют философско-идеологическую основу культуры конкретной организации (таблица 1.).

Таблица 1.

Объект предположения Варианты допущений
Отношение организации к своему окружению Агрессивное, подчиненное или гармоничное
Природа человеческой активности Человек проактивен (стремится доминировать), покорен судьбе (фаталист) или находится в гармонии с миром
Человеческая натура Человек по природе: добр и лоялен, злобен и агрессивен или нейтрален
Реальность и истина Как люди оценивают объективную реальность, и как они принимают истинность каких-то положений: проверяя, споря и приходя к консенсусу или принимая на веру
Суть человеческих отношений Жизнь — это конкуренция и соперничество или жизнь — это сотрудничество и взаимопомощь; какая власть лучше — авторитарно-патерналистская или коллегиально-партисипативная
Отношения «человек—группа» Когда люди работают эффективнее: если состав группы гомогенен или разнообразен; индивид в группе должен быть активен и инициативен или конформен и «растворяться» в группе

Некоторые из этих допущений составляют основу определенных национальных культур (см. соответствующий раздел), некоторые не имеют к национальным особенностям никакого отношения.