История образования и воспитания в 18 веке.

 

Социокультурная ситуация в первой половине 18 века. Эпоха Петра 1.

 

Основные направления изменения характера культурного развития:

- культура приобретает светский характер;

-государство подчиняет своему контролю все социально культурные институты, усиливается полицейские функции государства;

-изменяется темп развития;

-культура становится открытой и усиливается влияние Запада;

-в культуре возникают рационалистические и прагматические ориентации;

- культура утрачивает единство, которое зиждилось на единстве ценностей православия;

- меняется быт и досуг ( в основном насильственно);

-принижаются национальные традиции и обычаи.

 

1. Утверждение светского направления развития культуры и состояние религиозного сознания.

Петровские реформы в отношении церкви получили определение как третий кризис русской духовности. Петр упраздняет управление церковью патриархом и учреждает в 1721 Святейший Правительствующий Синод как высший государственный орган церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений.

Согласно Основным Законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

У церкви не остается самостоятельного и независимого круга дел. Государство все дела считает своими. Государственное попечение о церкви оборачивалось мучительным гонением.

Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода. Члены Синода при вступлении в должность приносили верноподданническую присягу и провозглашали Монарха и Государя «крайним судиею Духовно сей коллегии». Много монастырей было закрыто.. Духовенство в России с петровской эпохи становится «запуганным сословием» и опускается в социальные низы. И в дальнейшем русское церковное сознание долгое время развивается под этим двойным торможением: «административным приказом и внутренним испугом»( Г.Флоровский). Государь указом повелел, чтобы духовный отец открывал следователю грехи, сказанные на исповеди. Духовные семинарии и церковные школы были единственно налаженной сетью школ, так как образование предшествующей эпохи было церковным. Петр реорганизует это образование, превращает их в школы, где богословие преподают лишь в последнем классе, а до этого они носят общеобразовательный характер.(В1750 г было открыто 26 семинарий). Учение рассматривалось как служба, повинность и семинаристы убегали, их разыскивали, приводили силой, даже в кандалах. Всё преподавание велось на латыни. В 1798 была духовно-школьная реформа. Киевская и казанская семинарии были преобразованы в Академии. В Московской Академии было увеличено преподавание светских предметов и новых языков.

Все школы, создаваемые Петром, приобретут светский характер, в них не будет преподаваться Закон Божий.

Требования брадобрития, короткого кафтана воспринимались как антихристианские. Стоглавый Собор осудил брадобритие. Шутейные соборы и кощунственное поведение Петра 1 оскорбляли верующих. В народе Петра воспринимали как антихриста и безбожника. В то же время письма Петра свидетельствуют о несомненном религиозном чувстве. Он не пренебрегал обязанностями христианина. Но его поворот к светской культуре, хотя и был казалось заранее подготовлен, был осуществлен грубо, жестоко, унизительно и деструктивно для развития культуры. Религиозное сознание 18 века съёживалось, сжималось, укрывалось в молчание.