Динаміка жанрових систем пов’язана також із художніми напрямами.

Літературний напрям виявляє себе через жанрову систему. Розвиток жанрових систем впливає на змінність літературних напрямів.

Н.Л. Лейдерман у статті “Жанровые системы литературных направлений и течений” важає, що від поняття “система жанрів літературного напряму” ніяк не можна відмовлятися, бо це досить стійке поняття.

Дослідник зробив спробу визначити закономірності формування систем жанрів літературних напрямів і течій (на матеріалі російської літератури).

Висновки Н.Л. Лейдермана:

«1. Системы жанров литературных направлений не фикция, а живая, осязаемая плоть направления.

2. Структурной основой системы жанров литературного направления является единый метажанровый конструктивный принцип построения образа мира.

«Ведущий жанр становится ядром формирующейся жанровой системы литературного направления. Присущий ему принцип построения художественного мира распространяется на конструктивно близкие, а затем на все более отдаленные жанры, ориентируя их структуры на освоение действительности в соответствии с познавательно-оценочными принципами метода, господствующего в направлении. Этот конструктивный принцип мы называем метажанром литературного направления» (с. 7).

3. В систему жанров литературного направления входят подсистемы жанров литературных течений, чья структура образована взаимодействием «старого» и господствующего метажанрового конструктивных принципов. Литературные течения и их подсистемы жанров – один из важнейших механизмов исторической преемственности художественного развития.

4. Богатство литературного направления, его способность формировать большие системы и разнообразные подсистемы жанров определяется прежде всего его способностью вовлекать опыт предшествующих эпох в процесс художественного освоения новой действительности.

5. Рассматривая литературные направления и течения как определенные системы и подсистемы жанров, можно отчетливее представить их контуры, отделять их от переходных или ограниченных в исвоих идейно-эстетических программах художественных тенденций и – что особенно важно – улавливать закономерности литературного развития в больших исторических масштабах» (с. 16-17).