Формы (способы) выражения согласия на обязатательность МД.

Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Инициатива заключения МД на внутригосударственном и международном уровне.

Стадии:

1) подготовка и принятие текста,

2) установление аутентичности,

3) выражение согласия на обязатательность.

Инициатива.

а) на внутригосударственном уровне – в нормативном акте регулируется, какой орган может выступать с инициативой (в РФ – МИД и другой ФОИВ, но они совместно или с согласия МИД). Для этого представляется предложение о заключении МД. Содержание: обоснование необходимости МД, проект МД, основные положения, анализ соотношения проекта с законодательством РФ, целесообразность. Иные положения, чем те, которые содержатся в законодательстве, подлежат экспертизе, заключению минюста. Данное предложение направляется в зависимости от уровня его заключения Президенту (межгосударственные, договор от имени РФ), или Правительству (межправительственные, межведомственные).

б) на международном уровне – государство, группа государств, международная организация. Инициатива связана с предоставлением проекта (не МИД РФ, а государство РФ).

Разработка может быть по дипломатическим каналам (без встреч) или путем переговоров (с небольшим количеством участников), в рамках международных организаций или международных конференций каждое государство направляет своего представителя для участия в различных МД. Ему даются полномочия - документ, удостоверяющий право лица участвовать в заключении МД. Полномочия не требуются главе государства, главе Правительства, министрам иностранных дел – им не требуются полномочия для осуществления всех действий по заключению МД. Главе дипломатических представительств, главе представительств при международных организациях, главе делигации на конференции не требуются полномочия лишь при разработке и принятии текста МД. Перечень лиц - в Венской конвенции 1969 г. В ФЗ РФ «О МД РФ» перечень расширен (руководитель ФОИВ при межведомственных договорах).

Конференция начинается со сдачи полномочий, например, главному секретарю; лицу, определяемому регламентом конференции, генеральному секретарю (в рамках международной организации).

Способ принятия текста:

1) голосование (простое большинство голосов, квалифицированное большинство – 2/3 от присутствующих и участвующих). На международных конференциях – квалифицированное большинство.

2) консенсус – может затянуться на долгие годы, пока не достигнут соглашения.

 

1) подписание – одна из форм согласия на обязательность. При этом подписание является и формой окончательного принятия текста договора, и формой выражения согласия на обязательность. Иногда это только принятие, в других случаях ещё и согласие на обязательность.

2) обмен документами (если две или небольшое количество сторон) – упрощённая процедура заключения МД. Должностные лица направляют друг другу ноты, в которых излагаются согласованные положения по существу вопроса.

3) принятие и 4) утверждение – осуществляется определенными высшими ОГВ в РФ в форме ФЗ, по другим основаниям межгосударственные международные договоры утверждаются и принимаются президентом РФ, межправительственные – правительством, межведомственные – руководителем ФОИВ.

5) ратификация – это согласие государства, выраженное высшим ОГВ в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством, это наиболее авторитетный способ. ФЗ «О МД» устанавливает обязательный перечень договоров, подлежащих ратификации: а) договоры, требующие внесения изменений или принятия новых ФЗ и договоры, которые содержат правила иные, чем установленные в законе. б) МД о правах человека, в) МД стратегического характера, г) МД о территориальном разграничении д) МД о международных объединениях, которые обладают надгосударственными полномочиями, е) МД о перемещении культурных ценностей. Порядок: в форме ФЗ. После подписания Президентом оформляется ратификационная грамота, которая подписывается министром иностранных дел, Президентом РФ. Договор направляется депозитарию международных договоров (хранитель подлинного текста договора). Он определяется при разработке текста и указывается в заключительной части. Он отвечает в целом за статус МД и информирует государства о вступлении в силу, об оговорках, о денонсации.

6) присоединение – оговаривается в договоре. Обычно после вступления в силу путём депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.

19. Ратификация МД РФ: основания, процедура. Обмен и депонирование ратификационных грамот. Функции депозитария.

Ратификация - это согласие государства, выраженное высшим ОГВ в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством, это наиболее авторитетный способ. ФЗ «О МД РФ» устанавливает обязательный перечень МД, подлежащих ратификации: 1) дог-ры, требующие внесения изменений или принятия новых ФЗ и дог-ры, к-ые содержат правила иные, чем установленные в з-не. 2) м/н дог-р о правах человека, 3) м/н дог-р стратегич хар-ра, 4) о терр-м разграничении (о гос границе, о конт шельфе, искл экон зоне), 5) м/н дог-р о м/н одъедин-х, к-ые обладают надгос-ми полномочиями, 6) о перемещении культ-х ценностей, о космосе, о займах РФ.

Порядок: в форме ФЗ. После подписания През-том оформ-ся ратифик-я грамота, к-ая подпис-ся мин ин дел, Президентом РФ. Она подтверждает факт ратификации м/н договора. Состоит из 3-х частей (вступительная – указ-ся высший орган гос-ва, ратифицировавший дог-р; основная – текст дог-ра с оговорками; заключит-ая – заявление о добросовестном выполнении дог-ра). Дог-р направляется депозитарию м/н договоров (хранитель подлин-го текста дог-ра) – это депонирование ратиф-ых грамот. Он опред-ся при разработке текста и указ-ся в закл. части. М.б. любое гос-во, в РФ – МИД, м.б генсек в орг-и к-ая разработала этот м/н дог-р. Он отвечает в целом за статус м/н дог-в и информирует все гос-ва, к-ые участв-ют о вступ-и в силу, о всех док-тах, подтвержд-щих выражение согласия всех гос-в, об оговорках, о денонсации.

20. Оговорки и заявления к м/н дог-рам, их правовые последствия.

- заявление, сделанное гос-вом в момент выражения согласия на обяз-сть независимо от наименования в целях принять или исключить юр. действие опр. пол-ий дог-ра в их применении к данному гос-ву. Каждое гос-во имеет право на оговорку, за искл случаев когда: оговорка запрещена м/н дог-ром, дог-р предусм-ет оговорки, оговорка не д. противоречить объекту и целям м/н дог-в.

Все остальные гос-ва имеют право на возражение против оговорки (письменно). Гос-во может возразить на оговорку или согласиться с ней. Согласие м.б письменным или молчаливым (если гос-во не возразило против оговорки в теч 12 мес с момента, когда оно узнало о ней).

Правовые последствия оговорки:

1) м/у государством сделавшим и государством возразившим - норма на территории этого гос-ва не действует,

2) м/у гос-м сделавшим оговорку и гос-м согласившимся – новая норма,

3) м/у гос-м согласившимся и гос-м возразившим – действует старая норма. Оговорка, возражение м.б сняты в любое время.

Заявление – выражение своей позиции гос-вом по неважным вопросам (одобрение дог-ра). Если по сути явл-ся оговоркой, а наз-ся заявлением, то счит-ся оговоркой.

21. Вступление в силу м/н дог-ров. Рег-ция и опубликование.

Каждый м/н дог-р имеет самост. процедуру вступления в силу. Способы вступления в силу: 1) если дог-р заключён м/у небольшим кол-вом гос-в, то он как правило вступает в силу в момент выражения согласия на обязат-сть (с момента подписания, с момента обмена док-ми, составляющими дог-р); 2) для вступления в силу м/н дог-в нужно, чтобы согласие на его обяз-сть выразило опред кол-во гос-в. 3)по истечении опред времени после выражения согласия на обяз-ть м/н дог-ра (срок от 1 до 3 мес). Следует различать вступление м/н дог-а в м/н силу от вступления в силу для каждого гос-ва. С момента вступления м/н дог-а в силу гос-ва становятся гос-участниками.

Регистрация и опубликование.

Только после вступления в силу.

Рег-ция: 1) М/н уровень – ст 102 устава ООН предусм-ет рег-цию, осущ-ет генсек ООН. Обяз-сть по рег-ции м.б возложена на одно из гос-в-уч-ков. Если дог-р не зарег-н то он явл-ся действующим, но гос-ва не могут на него ссылаться в м/н орг-х. Рег-ция м.б. предусмотрена и др м/н регион-м орг-ми. 2) внутригос-й ур-нь – осущ-ся в МИД РФ.

Опубл-е: 1) М/н ур-нь – в каждой м/н орг-и м/н дог-р публикуется в сборниках, 2) внутригос-й ур-нь – ст 30 ФЗ «о м/н дог-х» в м/н дог-х согласие на обяз-ть к-ых выраж-ся в форме ФЗ в собрании зак-ва РФ, м/н дог-ы публ-ся в бюллетене м/н дог-в. Дог-р межвед-го хар-ра - в офиц-х изданиях ФОИВ.

22. Толкование м/н дог-ров.

- это выяснение действительного смысла и содержания.

ВК 1969 уст-ет принципы толкования:

1. должны толковаться добросовестно,

2. терминам д. придаваться их обычный смысл,

3. для толк-я использ-ся контекст, включая преамбулу и все док-ты, принятые к данному дог-ру.

Венская Конвенция дает доп. ср-ва толк-я: обст-ва заключения м/н договоров, подготовительные мат-лы. Но эти вспомогательные ср.-ва использ-ся, если толкование приводит к двусмысленным или абсурдным выводам.

Виды толкования:

1)аутентичное – то, к-ое дается гос-ми, закл-ми дог-р (в спец соглашениях, протоколах). Данное тол-е обладает наивысшей силой.

2)тол-е м/н орг-ми,

3)одностороннее толк-е – в толковательных заявл-х – разл гос орг-ми.

4) научное толк-е осущ-ся отдел ученые, научными коллективами.

23. Прекращение и приостановление действия м/н дог-ров.

Прекращение:

1) истечение срока действия, но дог-р м.б пролонгирован, если по окончанию действия дог-ра ни одна сторона не заявила о прекращении.

2) исполнение дог-а.

3) денонсация – одностор-ий отказ гос-ва от дог-ра на усл-ях в нем предусмотренных. Дог-р не м.б денонсирован, если в нем нет соотв. положения. Гос-во должно заявить о денон-и за 12 мес о сроке прекр-я. Реже использ 6 мес срок. Мотивация не треб-ся.

4) аннулирование -только по опред-м основаниям (в ВК 1969 г.) – односторонний отказ от м/н дог-ра на основе норм МП. Основания: а) сущ-ное наруш-е дог-ра одним уч-ком, б) коренное измен-е обст-в, кроме дог-в о гос границе. в) невозможность исполнения дог-ра (безвозвратное исчезнов-е предмета дог-а). В случае нарушения гос-во может приостановить договор. В случае войны прекращают действие дог-ры, рассчитанные на мирное время.

Приостановление:

1) в отн-ии всех уч-ков с их согласия и после консультаций с гос-ми, к-ые аыразили согласие на его обяз-сть, но для к-ых он не вступил в силу;

2) в отн-ии 2-х или неск-х уч-ков многостороннего дог-ра – по соглаш-ю м/у ними, если эта возм-сть предусмотрена дог-ром;

3) в случае, если из последующего дог-ра вытекает намерение его уч-ков приостановить предыдущий дог-р;

4) в случае сущ-ного нарушения дог-ра.

Действие м/н дог-ра м.б. приостановлено През-том РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обяз-ым информированием Федерального Собрания и внесением проекта соотв. з-на.

24. Обеспечение выполнения м/н дог-ров. Принцип pacta sunt servanda.

Гос-ва д выполнять усл-я дог-в после вступления в силу (pacta sunt servanda).

Способы выполнения обяз-в м.б различными. В нек-х дог-х закреплен механизм обеспечения его выполн-я: м.б возложен на к-л орган м/н орг-и или на м/н орг-ю в целом. Сущ-т спец конвенционные органы для контроля за выполнением м/н дог-а. Гос-ва сам-но опред-ют способы обеспеч-я м/н дог-в. Ст 27 ВК 1969 г. содержит правило, по к-му гос-ва не могут ссылаться на положение своего внутр-го права в кач-ве оправдания для невыполн-я ими дог-ра.

Гос-во должно осущ-ть:

1) меры закон-го хар-ра:

а) в конвенции д.б положение о непоср-ном действии м/н дог-ра,

б)приведение всего зак-ва в соотв-е со своими м/н обяз-ми.

2) меры адм. хар-ра. Ф-ции обеспеч-я выполнения м/н дог-а возлаг-ся или на соотв. ОГВ, или на спец созд-й орган для этого м/н дог-р или группу дог-ров.

 

25. ООН: история, цели, принципы, членство, с/ма.

ООН – универ-я м/н орг-я. Этапы образования: 5 конференций. С окт 1943 Московская конф-ция (МИДы СССР, Великобр, США, посол Китая) по апрель 1945; Сан-Франц-кая конф-ция (учредители 5 гос-в: СССР, США, Великобр, Франция, Китай).

26.06.45 подписан устав, 24.10 45 вступил в силу.

Цели: (ст 1 устава) 1) поддержание мира и безопасности; 2) поддержание друж отн-ий м/у нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов; 3) сотруд-во в реш-ии проблем (эк, культ, гум-х). 4) центр для согласования действий наций для достижения общих целей.

Принципы (ст 2): суверенное рав-во гос-в; неприменения силы при угрозе; мирное урегулир-е споров; невмешат-во в дела, входящие во внутр. компетенцию гос-ва; сотруд-во гос-в, самоопред-ние народов, тер-ная целостность, уважение прав чел-ка, добросовестное выполнение м/н обяз-в.

Члены ООН: 1. первоночальные (51 гос); 2. принятые. М.б принято любое миролюбивое гос-во, к-ое примет обяз-ти по уставу и желает их выполнять. Все гос-ва на добровольной основе.

Процедура вступления: 1) заява на вступление, 2) рекомен-ция СБ, 3) резолюция ген ассамблеи ООН. Член м.б исключен за систематич-ое нарушение принципов устава, и процедуры. Наст. время - 191 гос-во.

Главные органы: 1) ген ассамблея, 2) совет безоп-сти, 3) экон и соц совет, 4)совет по опеке, 5) м/н суд, 6) секретариат. Кажд м. иметь вспопогат-ый орган. Штаб-кв – Нью-Йорк, офиц яз: англ, фр, арабск, рус, китай, испан, генсек – Кофи Аннан.