Печать Великобритании во второй половине XX века: иные тенденции

С 1950-х годов помимо концентрации и монополизации на медиарынке действуют еще две взаимосвязанные тенденции. Это, во-первых, закрепление типологической структуры газетного рынка: рынок изданий национального охвата включает широкополосные (или качественные) газеты, «таблоиды среднего рынка» и «красношапочные» таблоиды; такая структура рынка сохранялась с 1930-х по 2004 год. В регионах принято говорить о «свободном формате» местной прессы – как ежедневной, так и еженедельной.

Вторая крупная тенденция проявляется с середины 1970-х годов и звучит как «таяние тиражей». В разные годы ее подстегивали различные факторы: в 1970-е – конкуренция с телевидением в скорости подачи новостей и первый бум бесплатной прессы, в 1980-е – социальные проблемы в отрасли, в 2000-е – развитие новых медиа и телевидеоформатов, а также появление «прессы пассажиров» (второй бум бесплатной прессы).

В 1950-1960-е газетный рынок проходит два кризиса: это кризис рабочей печати, которая почти сходит с арены, и кризис печати немонополизированной, которой также практически не остается даже в регионах. Зато появляется несколько новых крупных газет, в частности «Сан» - ныне самый большой ежедневный таблоид Британии (1964 год); другие таблоиды, например «Дейли Миррор», перешагнули в тиражах отметку в 5 млн экземпляров.

В 1970-е годы окончательно складываются сохраняющиеся по сей день аудиторные ниши общенациональных изданий, растет рекламное влияние в индустрии, разделяются функции аудиовизуальных СМИ (информирование) и газет (концептуализация и контекстуализация). Возникают трудности у «Таймз» (она даже прерывает выход), с которыми не удается справиться вплоть до покупки газеты Рупертом Мердоком в 1979 году.

В 1980-е годы на фоне консервативной политики Тэтчер и общей тяжелой ситуации в экономике «старого больного человека Европы» - Британии – Флит-стрит захлебывается в забастовках и протестных акциях. Магнаты (сперва в регионах, затем в Лондоне) подавляют протесты путем массовых увольнений; это оказывается малоэффективным. Тогда Мердок совершает «революцию Уоппинга» - увозит свои редакции в новые здания в новых районах города. Так поступают и многие другие владельцы, и постепенно Флит-стрит перестает существовать как «улица газет»; сегодня вблизи нее расположено всего несколько редакций. Реакцией медиасообщества на такое вольное поведение владельцев становятся попытки основать «независимую» прессу, например газету «Индепендент».

Несмотря на централизацию газетного и журнального рынка региональная и «национальная» (печать Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии) печать в Британии играют довольно большую роль. Форматная модель прессы в национальных газетных центрах в целом повторяет модель Лондона.

Однако эта модель в самом Лондоне претерпевает резкие изменения в 2000-е годы. С появлением Интернета практически все газеты страны открывают в нем свои представительства, но это не спасает газетную индустрию от оттока читателей и прибылей от рекламы. Еще одним кризисным фактором становится быстрое распространение бесплатных изданий - «Метро» и ей подобных. Крупные газеты (качественный сектор) реагируют на давление новых реалий путем максимального сокращения издержек и подстройки под наиболее удобный для чтения формат. Так сектор широкополосной прессы распадается на три сегмента: широкополосный формат, формат «берлинер» и компактный формат. Переход на компактный формат в 2004 году начала газета «Индепендент». Переход на новый формат подстегнул дляющуюся несколько десятилетий дискуссию о таблоидизации новостных стандартов и «отупении журналистики». Сегодня трудно сказать, в каком направлении движутся издания в новых форматах; однако одной из явных тенденций можно также назвать «ожурналивание» газет.

Отдельно следует сказать о политических тенденциях в работе газет. Британия – мажоритарная демократия, где четкие политические преференции аудитории сочетаются с яркой политической борьбой. Поэтому для прессы характерен выраженный политический параллелизм, имеющий давние традиции. Так, в 1970-е годы произошло складывание «прессы Тори», а в 1997 году таблоидная пресса практически обеспечила победу лейбористов. Из известных проявлений взаимодействия политики и журналистики второй половины века – «таблоидная истерия» 1980-1990-х, феномен «самоосвещения», «цинизм прессы» в начале 2000-х, Иракгейт, «кампания социальных медиа» в 2010 выборном году.

Рынок журналов в Англии крайне разнообразен, и выделить несколько значимых трендов не представляется возможным. Лидируют на рынке телегиды и журналы о ТВ, в том числе старый журнал «Радио Таймз». Остается одним из самых значимых изданий «Экономист»; из политических журналов выделяется «Нью Стейтсмен», имеющий пролейбористскую направленность. В 2002 году закрылся журнал «Панч»; сатирическую линию продолжает «Прайвет Ай» («Частный сыщик»).