Зарождение периодической печати в Англии

Лекция 7. Великобритания

Возникновение журналистики в Англии было подготовлено всем ходом социокультурного развития страны.

Как и во многих других европейских регионах, центрами образования в Англии VII–VIII вв. были монастыри. Находившиеся там рукописные материалы помогали сохранить преемственность культурного развития.

В XIII–XIV в. в Англии усиливается роль университетов. Развитие университетов в Западной Европе способствовало формированию схоластического идеала рационального знания, поставленного на службу церкви, что, в свою очередь, требовало переосмысления античного культурного наследия (в Англии в начале XIII в. с арабского на латинский были переведены некоторые сочинения Аристотеля); в XV в. в стране увеличилось количество школ, где преподавание велось на латыни.

В последней трети XV в. в Англии появилось книгопечатание, которое с невероятной быстротой распространялось в Европе. В 1475 г. лингвист Уильям Кэкстон (1422–1491) не только перевел с французского на английский «Собрание рассказов из истории Трои», но и опубликовал его в своей типографии в Брюгге.

Ограничения затронули и другие сферы духовной жизни страны. Так, жесткий контроль был установлен и за книгопечатанием. Генрих VIII издал девять списков запрещенных книг, 22 наименования из которых так или иначе были связаны с именем Мартина Лютера. В 1530 г. в стране появляется распоряжение, согласно которому все богословские книги нужно было представить на рассмотрение епископа; в 1534 г. был запрещен ввоз книг из-за границы, а владельцы еретических изданий подлежали суду[1][9].

В 1487 г. для подавления противников феодально-абсолютистского строя была создана «Звездная палата» – высшее судебное учреждение в Англии, которое контролировало и деятельность типографий. Согласно ордонансу (правовому акту) «Звездной палаты» от 1585 г., было установлено количество типографий в стране, любое печатное произведение могло увидеть свет только с разрешения епископа Кентерберийского и Лондонского[2][10].

Именно XVI в., сыгравший исключительную роль в формировании английской национальной культуры, стал свидетелем появления печатных «баллад новостей» и рукописных «ньюс» – предшественников будущих газет. В 1588 г. появляется «Инглиш Меркури» («Английский вестник»), создание которого тесно связано с историей Англии: Филипп II Испанский и

Предшественниками английской прессы считают и «книги новостей», под разными названиями выходившие уже в XVII в. Эти «книги новостей» являли собой причудливую смесь фактов, измышлений и явного стремления к тому, что позже назовут сенсацией.

В начале XVII в. слово news (новости) появляется в названиях памфлетов и сборников, по своему внешнему виду напоминающих книги.

Слово «новости» можно встретить и в названиях памфлетов, объем которых варьировался и составлял 8, 16 или 24 страницы, а оформление мало чем отличалось от оформления книги. Примечательно, что во многих публикациях читатель уже мог найти дату ее выхода и порядковый номер. Многие «книги новостей» (или «сборники новостей») носили переводной характер и рассказывали исключительно о событиях за рубежом. Сообщать о жизни внутри Англии запрещала «Звездная палата».

Журналистика времен английской революции (1640–1660), реставрации Стюартов, «Славной революции» (1688–1689)

Английская революция оказалась периодом долгим, затяжным, кровопролитным. Она пережила несколько этапов: конституционный (1641–1642), первую гражданскую войну (1642–1646), борьбу за углубление демократического содержания революции (1646–1649), индепендентскую Республику (1649–1660). (Индепенденты – сторонники церковно-религиозного течения в протестантизме; в период Английской буржуазной революции выражали интересы радикального крыла буржуазии и нового дворянства.) И, несмотря на последовавшую реставрацию Стюартов, именно она «подготовила "легкую", "славную" революцию, превратившую Англию в парламентскую конституционную монархию и открывшую ей путь к промышленной революции XVIII в.»[3][18].

Казалось, что с началом революции молодая английская журналистика может вздохнуть свободно: в 1641 г. была упразднена «Звездная палата». Но в том же году были запрещены публикации о деятельности палаты общин. В 1643 г. парламент ввел предварительную цензуру, а в 1647 г. он снова обратился к ее подтверждению. В 1649 г. принимается «Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и о лучшем упорядочении книгопечатания»[4][19].

В годы революции в Англии начинают закладываться основы либертаристской теории печати, которая впоследствии получит широкое распространение на Западе и о которой и сегодня продолжают спорить отечественные и зарубежные ученые[5][20].

Становление либертаристской концепции прессы во многом связано с именем Джона Мильтона (1608–1674). В 40-е годы XVII в. он пишет ряд памфлетов, направленных против феодальной церкви: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей» (1641), «О епископстве прелатствующем» (1641), «Смысл церковного устройства» (1642) и др.

Он выступал в поддержку свободы мысли, свободы совести, равенства людей перед законом. Республиканскими настроениями были проникнуты антироялистские памфлеты, в частности «Иконоборец» (по мнению исследователей, «самое совершенное по стилю» прозаическое произведение Мильтона)[6][21].

Требование свободы печати, характерное для многих буржуазных революций, было выдвинуто и обосновано Мильтоном в «Ареопагитике» («Речи о свободе печати парламенту Англии»). Памфлет был написан в 1644 г. – через год после введения предварительной цензуры, но его замысел возник в конце 30-х годов XVII в., незадолго до начала революции в Англии.

В «Ареопагитике» Мильтон выступает против предварительной цензуры, сдерживающей развитие мысли, нарушающей духовно-интеллектуальную преемственность поколений, поражающей «бессмертие раньше жизни»[7][22]. Идеи морального выбора, ценности человеческой личности, свободы ее познавательных возможностей и путей самовыражения посредством слова занимают существенное место в памфлетах. По мнению Мильтона, «человеку прежде всяких льгот нужно право свободно приобретать познания, свободно говорить и свободно судить о низах сообразно своим убеждениям. Убить хорошую книгу – то же, что убить хорошего человека; так, кто убивает человека, убивает разумное создание. Но тот, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум...»[8][23]

Правда, нельзя отрицать и тот факт, что, ратуя за свободу печати, Мильтон признает и определенные ограничения, касающиеся в первую очередь его идеологических оппонентов[9][24].

К вопросам свободы слова обращался другой выдающийся деятель английской буржуазной революции, представитель ее демократического крыла Джон Лильберн (ок. 1614–1657). Его подвергали гонениям представители и королевской, и победившей парламентской власти. Находясь во Флитской тюрьме (1638–1640), Лильберн пишет памфлеты «Зверские деяния в отношении Джона Лильберна», «Плач бедных людей», «Открытое письмо смотрителю тюрьмы», «Обращение к моему народу», в которых выступает в защиту человеческого достоинства.

Мысль о свободе слова прозвучала и в одном из памфлетов Джерарда Уинстэнли (1609–1652) – предводителя движения диггеров (крайнего левого крыла революционной демократии английской революции, отражавшего интересы бедноты, в том числе деревенской)[10][28]. Свои первые памфлеты Уинстэнли публикует в 1648 г. Они носили религиозный характер, но важнейшим социально-этическим принципом в них признавался разум. В памфлете 1649 г. «Новый закон справедливости» излагаются идеи, созвучные коммунистическим. В 1651 г. в обращенном к Кромвелю памфлете «Закон свободы, или Истинное правление восстановленное» – одной из первых социалистических утопий – Уинстэнли предстает просветителем, подчеркивая, что всякое истинное знание достигается с помощью опытного познания материального мира[11][29].

Упразднение Звездной палаты – результаты. Появляется интерес к заседаниям парламента, отчеты о которых также стали публиковаться, некоторые «книги новостей» выходили с рисунками, изображавшими сессии парламента. В это время некоторые издания включали в свое название слово diurnall (ежедневный), хотя, конечно, ежедневными они не были. Популярными становятся публикации, содержащие «пассажи», рассказывающие о жизни в различных уголках Англии[12][30].

Журналистика эпохи английского Просвещения (конец XVII–XVIII в.)

Раннее английское Просвещение хронологически соотносится с периодом 1689–1714 гг.