Международное регулирование миграционных процессов
Направления миграционной политики, как в стране-реципиенте, так и в стране-доноре, должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на родину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. Однако, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиенте будет расти нежелательная нелегальная миграция.
Взаимосвязь миграционных политик стала причиной международного регулирования. Оно осуществляется как на двусторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами - реципиентами и донорами в контроле миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за пребывание и использование мигрантов, а страна-донор - за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов граждан за рубежом.
Международные организации, регулирующие международную миграцию, следующие: ООН, МОТ (отрабатывает режим использования труда мигрантов), Международная организация по миграции (МОМ), которая балансирует международную миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.
1. Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. Задачами МОТ являются:
• содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;
• разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;
• выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении! этой политики;
• регламентация набора рабочей силы;
• борьба с безработицей;
• гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;
• защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;
• защита детей и женщин;
• регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;
• организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят:
• Международная конференция труда — высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции;
• административный совет — руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ;
• Международное бюро труда — информационный и консультативный орган. МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.
2. Международная организация по миграции (MOM). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В MOM входит 81 государство, из которых 46 — члены, 35 — наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями MOM на данный момент, согласно уставу, являются:
• осуществление упорядоченной и запланированной:, миграции граждан;
• перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;
• организация передвижения беженцев;
• предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества. В настоящее время MOM в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также MOM оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 70-е годы в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривает проблему потенциальных беженцев.
В качестве основных целей международной миграции MOM признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное жительство.
MOM — это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.
РФ с 1992 г. является наблюдателем в MOM.
3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев , (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую , очередь, репатриации.