Документации СМК

Состав документов разных уровней структуры

Лекция №7.

 

 

 

 

 

Рис 1. Структура документации СМК.

Состав документации 1-4 уровней обозначен на рисунке 1. Рассмотрим более подробно остальные уровни структуры документации СМК.

«Нулевой цикл».

- лицензионные документы;

- распоряжения вышестоящих организаций;

- постановления Правительства РФ;

- Законы РФ, (в т.ч. касающиеся качества, экологии, промышленной безопасности).

Базовый уровень.

- документы по стратегическому и оперативному планированию (видение и стратегический план, концепция развития организации, бизнес-план, годовые, квартальные месячные планы);

- методические документы (методические инструкции: по разработке документированных процедур, по описанию процессов, по разработке Положений о подразделениях, по разработке должностной инструкции; методические рекомендации: по внедрению методов статистического управления процессами организации, по внедрению методов постоянного улучшения процессов и СМК);

- организационно-распорядительные документы (переписка с другими организациями, приказы и распоряжения руководств организацией, служебные записки, должностные инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание, организационная структура, устав организации и др. документы);

- внутренние технические документы (технические условия на продукцию, технологические регламенты, технологические инструкции, технологические и маршрутные карты, метрологические аттестованные методики испытаний (измерений), инструкции по технике безопасности, проектно-конструкторские документы);

- внутренние нормативные документы (договоры и контракты с внешними поставщиками и потребителями, стандарты организации на продукцию, стандарты организации на технологические процессы, стандарты организации на методы испытаний, измерений и контроля, альбом бланков документов);

- внешние нормативные документы (документы органов государственного надзора, нормативные документы Госстроя России, технические регламенты, национальные стандарты РФ, региональные стандарты, международные стандарты).

Пятый уровень - документация по подтверждению качества.

- единичные записи (данные) (чек-листы внутренних и внешних аудитов (протоколы несоответствия); протоколы испытаний (измерений, анализа, контроля) продукции и параметров производственной среды, свидетельства о поверке и/или сертификаты калибровки средств измерений; протоколы обучения и повышения квалификации персонала, акты о состоянии зданий, помещений, оборудования, рабочих мест; перечни оборудования, средств измерений (испытания. контроля), документации и т.п.; контрольные листки, карты и схемы потоков процессов, контрольные карты Шухарта; рабочие журналы; заполненные анкеты для оценки поставщиков, -удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон; отметки о выполнении планов, графиков, смет);

- результаты анализа записей (данных) с целью устранения причин несоответствий (отчеты по результативности обучения персонала, отчеты по эксплуатации зданий и оборудования, отчеты по выполнению планов, отчеты по анализу и улучшению процессов (графики, диаграммы Парето, схемы Исикавы, гистограммы), отчеты по удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон, отчеты по внутренним и внешним аудитам, процессов, продукции, СМК, самооценки; отчеты о качестве продукции, отчеты о состоянии средств измерений (испытаний, контроля), отчеты о состоянии зданий и оборудования, перечень одобренных поставщиков, отчеты по анализу процессов и предложения по их улучшению);

- решения по улучшению процессов и СМК (протоколы совещаний координационных и научно-технических советов, протоколы заседаний Совета по качеству, приказы, распоряжения по результатам анализа со стороны руководства).

Документы каждого уровня дают ответы на конкретные вопросы.

Стратегический уровень (первый и второй уровень на рисунке):

- Каковы общие намерения и направления деятельности организации в области качества?

- Какие цели в области качества ставит высшее руководство?

- Какие задачи надо решить руководству организации, чтобы достичь поставленных целей?

- Как высшее руководство организации планирует и обеспечивает решение задач для достижения поставленных целей?

- Какой порядок выполнения процессов установлен на уровне организации для реализации Политики и достижения целей в области качества?

- Какое подразделение выполняет процесс?

- Кто несет ответственность за его выполнение?

- Кто анализирует и принимает решение по его улучшению для достижения запланированных результатов?

Тактический уровень (третий уровень на рисунке):

- Какие цели процесса установило подразделение? Известны ли они его внутренним поставщикам и потребителям?

- Способствуют ли установленные цели процесса достижению целей предприятия?

- Как подразделение взаимодействует со своими «внутренними поставщиками»?

- Как и в течение какого времени подразделение реализует установленный порядок выполнения процесса?

- Как подразделение обеспечивает взаимодействие с процессами поддержки?

- Как подразделение взаимодействует со своими «внутренними потребителями»?

- Какие критерии оценки своего процесса установило подразделение?

- Как подразделение анализирует процесс и оценивает его результативность?

- Какие меры принимает подразделение для улучшения процесса?

Оперативный уровень (четвертый уровень на рисунке):

- Какую цель операции устанавливает исполнитель и соответствует ли она целям подразделения?

- Как именно исполнитель взаимодействует со своими внутренними «поставщиком» и «потребителем»?

- Как именно исполнитель выполняет конкретную операцию?

- Где и как именно исполнитель фиксирует факт окончания операции?

- Как исполнитель анализирует ход выполнения операции?

- Когда, как и на основании чего исполнитель принимает решение об улучшении операции?

Пятый уровень:

- Как организация документально подтверждает соответствие процесса, продукции, системы и своей деятельности в целом требованиям потребителей и всех заинтересованных сторон?

- Как организация документально подтверждает улучшение процессов, продукции, СМК и своей деятельности в целом?

Базовый уровень:

- Какие работы (мероприятия) планируют провести организация в целом, каждое подразделение и исполнители для реализации Политики и достижения поставленных целей в области качества?

- Кто и какие виды работ должен выполнять при решении поставленных задач?

- Как правильно документировать фактическое выполнение процессов и операций в установленных в организациях формах?

- Какие требования к продукции и технологическим процессам ее изготовления, контроля и испытаний следует неукоснительно выполнять?

«Нулевой уровень»:

-Какие требования действующего российского законодательства должна выполнять организация при осуществлении деятельности?

 

Полный перечень необходимых документов и записей СМК представлен в таблице1.

Таблица 1.