Документации СМК
Состав документов разных уровней структуры
Лекция №7.
Рис 1. Структура документации СМК.
Состав документации 1-4 уровней обозначен на рисунке 1. Рассмотрим более подробно остальные уровни структуры документации СМК.
«Нулевой цикл».
- лицензионные документы;
- распоряжения вышестоящих организаций;
- постановления Правительства РФ;
- Законы РФ, (в т.ч. касающиеся качества, экологии, промышленной безопасности).
Базовый уровень.
- документы по стратегическому и оперативному планированию (видение и стратегический план, концепция развития организации, бизнес-план, годовые, квартальные месячные планы);
- методические документы (методические инструкции: по разработке документированных процедур, по описанию процессов, по разработке Положений о подразделениях, по разработке должностной инструкции; методические рекомендации: по внедрению методов статистического управления процессами организации, по внедрению методов постоянного улучшения процессов и СМК);
- организационно-распорядительные документы (переписка с другими организациями, приказы и распоряжения руководств организацией, служебные записки, должностные инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание, организационная структура, устав организации и др. документы);
- внутренние технические документы (технические условия на продукцию, технологические регламенты, технологические инструкции, технологические и маршрутные карты, метрологические аттестованные методики испытаний (измерений), инструкции по технике безопасности, проектно-конструкторские документы);
- внутренние нормативные документы (договоры и контракты с внешними поставщиками и потребителями, стандарты организации на продукцию, стандарты организации на технологические процессы, стандарты организации на методы испытаний, измерений и контроля, альбом бланков документов);
- внешние нормативные документы (документы органов государственного надзора, нормативные документы Госстроя России, технические регламенты, национальные стандарты РФ, региональные стандарты, международные стандарты).
Пятый уровень - документация по подтверждению качества.
- единичные записи (данные) (чек-листы внутренних и внешних аудитов (протоколы несоответствия); протоколы испытаний (измерений, анализа, контроля) продукции и параметров производственной среды, свидетельства о поверке и/или сертификаты калибровки средств измерений; протоколы обучения и повышения квалификации персонала, акты о состоянии зданий, помещений, оборудования, рабочих мест; перечни оборудования, средств измерений (испытания. контроля), документации и т.п.; контрольные листки, карты и схемы потоков процессов, контрольные карты Шухарта; рабочие журналы; заполненные анкеты для оценки поставщиков, -удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон; отметки о выполнении планов, графиков, смет);
- результаты анализа записей (данных) с целью устранения причин несоответствий (отчеты по результативности обучения персонала, отчеты по эксплуатации зданий и оборудования, отчеты по выполнению планов, отчеты по анализу и улучшению процессов (графики, диаграммы Парето, схемы Исикавы, гистограммы), отчеты по удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон, отчеты по внутренним и внешним аудитам, процессов, продукции, СМК, самооценки; отчеты о качестве продукции, отчеты о состоянии средств измерений (испытаний, контроля), отчеты о состоянии зданий и оборудования, перечень одобренных поставщиков, отчеты по анализу процессов и предложения по их улучшению);
- решения по улучшению процессов и СМК (протоколы совещаний координационных и научно-технических советов, протоколы заседаний Совета по качеству, приказы, распоряжения по результатам анализа со стороны руководства).
Документы каждого уровня дают ответы на конкретные вопросы.
Стратегический уровень (первый и второй уровень на рисунке):
- Каковы общие намерения и направления деятельности организации в области качества?
- Какие цели в области качества ставит высшее руководство?
- Какие задачи надо решить руководству организации, чтобы достичь поставленных целей?
- Как высшее руководство организации планирует и обеспечивает решение задач для достижения поставленных целей?
- Какой порядок выполнения процессов установлен на уровне организации для реализации Политики и достижения целей в области качества?
- Какое подразделение выполняет процесс?
- Кто несет ответственность за его выполнение?
- Кто анализирует и принимает решение по его улучшению для достижения запланированных результатов?
Тактический уровень (третий уровень на рисунке):
- Какие цели процесса установило подразделение? Известны ли они его внутренним поставщикам и потребителям?
- Способствуют ли установленные цели процесса достижению целей предприятия?
- Как подразделение взаимодействует со своими «внутренними поставщиками»?
- Как и в течение какого времени подразделение реализует установленный порядок выполнения процесса?
- Как подразделение обеспечивает взаимодействие с процессами поддержки?
- Как подразделение взаимодействует со своими «внутренними потребителями»?
- Какие критерии оценки своего процесса установило подразделение?
- Как подразделение анализирует процесс и оценивает его результативность?
- Какие меры принимает подразделение для улучшения процесса?
Оперативный уровень (четвертый уровень на рисунке):
- Какую цель операции устанавливает исполнитель и соответствует ли она целям подразделения?
- Как именно исполнитель взаимодействует со своими внутренними «поставщиком» и «потребителем»?
- Как именно исполнитель выполняет конкретную операцию?
- Где и как именно исполнитель фиксирует факт окончания операции?
- Как исполнитель анализирует ход выполнения операции?
- Когда, как и на основании чего исполнитель принимает решение об улучшении операции?
Пятый уровень:
- Как организация документально подтверждает соответствие процесса, продукции, системы и своей деятельности в целом требованиям потребителей и всех заинтересованных сторон?
- Как организация документально подтверждает улучшение процессов, продукции, СМК и своей деятельности в целом?
Базовый уровень:
- Какие работы (мероприятия) планируют провести организация в целом, каждое подразделение и исполнители для реализации Политики и достижения поставленных целей в области качества?
- Кто и какие виды работ должен выполнять при решении поставленных задач?
- Как правильно документировать фактическое выполнение процессов и операций в установленных в организациях формах?
- Какие требования к продукции и технологическим процессам ее изготовления, контроля и испытаний следует неукоснительно выполнять?
«Нулевой уровень»:
-Какие требования действующего российского законодательства должна выполнять организация при осуществлении деятельности?
Полный перечень необходимых документов и записей СМК представлен в таблице1.
Таблица 1.