Концепция «Точно вовремя» (JIT) в сравнении с RP-стандартами
В зарубежной теории и практике производственного управления существуют две различные системы: «толкающего» и «тянущего» типов.
Представленные ранее системы оперативного планирования и управления и построенные на их основе методы являются своего рода «выталкивающими» системами (по западной терминологии), или RP-концепциями (MRP--С8КР-1К.Р). Принцип их работы заключается в том, что предметы труда в производственном процессе передаются с предыдущей на последующую производственную стадию по определенному расписанию на плановый период, по команде централизованной системы управления (рис. 3.13). В отечественной практике этот вид планирования был единственным, вместе с тем в рыночных условиях он применяется в основном на заготовительных предприятиях и предприятиях, изготовляющих стандартизированную продукцию.
|
![]() ![]() ![]() ![]() |
|

Рис. 7.13. Структура «выталкивающей» системы планирования:
В отличие от них концепция «Точно вовремя» (ЛТ) относится к разряду «тянущей», или «вытягивающей», системы (впервые была использована в Японии), в основу которой положен децентрализованный принцип управления материальным потоком, когда указания на начало производства поступают непосредственно от склада ГП или системы сбыта предприятия.
![]() | |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||||
Рис. 7.14. Структура «вытягивающей» системы планирования:
— производственное подразделение; — материальный поток;
—склад незавершенной продукции; — информационный поток
Обработка предметов труда на предыдущей стадии производственного процесса начинается по команде (по мере необходимости) от последующей стадии, и так по цепочке от последней до первой производственной операции (рис. 7.14). Процесс происходите в направлении, обратном движению материального потока. Концепция ЛТ ориентирована преимущественно на стабильный спрос, работу с минимальным уровнем запасов или вообще без запасов, что при значительном колебании величины спроса приводит к дефициту и сбоям в системе.
Исключить данный недостаток позволило использование нового метода планирования МП и управления ими в производстве, разработанного на основе двух концепций КР и ЛТ, который носит название ОРТ (Optimized production technology — оптимизированная производственная технология) [см. 10, 11]. Другими недостатками ЛТ могут являться рост транспортных расходов и увеличение затрат на осуществление закупок.
В целом общие причины, способствующие популяризации концепции ЛТ, заключаются в возможности:
• минимизации запасов незавершенного производства (межоперационных заделов);
• работы «с колес», т. е. без создания заделов и запасов;
• сокращения длительности производственного цикла;
• гибкого реагирования на колебания спроса на продукцию и изменения
в потребительском предпочтении;
• уменьшения потребности в производственных и складских площадях;
• достижения небольших объемов производства и индивидуализации
выпускаемой продукции;
• повышения общего качества;
• сокращения затрат на содержание запасов и т. д.
Для внедрения концепции ЛТ в практику работы предприятия необходимо соблюсти достаточно строгие требования, иначе система вовсе не будет работать. К примеру, предприятиям США понадобилось 10—15 лет, чтобы наладить «вытягивающую» систему на качественную работу, поскольку для этого было необходимо:
• наладить скоординированную работу с поставщиками и потребителями с использованием современных средств связи;
• рационализировать структуру производственного процесса в направлении предметно-замкнутых участков и поточных линий;
• применять современные методы, технологии производства и промышленное оборудование (станки с ЧПУ, роботы и т. д.);
• точно соблюдать сроки поставок и уровень качества;
• внедрить современные информационные системы управления;
• подготовить высококвалифицированных рабочих-универсалов.
Реализация концепции ЛТ стала возможной благодаря использованию информационной системы KANBAN, что в переводе с японского означает «карточка». Механизм работы данной системы построен на том принципе, что все рабочие места предприятия должны снабжаться предметами труда (материальными ресурсами) только в количестве, необходимом для выполнения заданного им рабочим местом-потребителем заказа, и строго в оговоренный срок. В данном случае отсутствует жесткий производственный график, а все производство на каждом рабочем месте строится на основе заказа, поступающего с последующего рабочего места. Средством передачи информации о потребностях и заказе является карточка KANBAN, которая реализована на бумажном или информационном носителе.
Существуют два вида карточек: карточка отбора (транспортная карта) и карточка производственного заказа. В транспортной карточке сообщается информация о виде и количестве деталей, которые необходимо забрать из накопителя и доставить к месту потребления; в карточках производственного заказа фиксируются наименование и количество деталей, которые должны быть изготовлены на предшествующем рабочем участке. Работа механизма «вытягивания» может быть представлена следующим образом (рис. 3.15). Выделим два рабочих места в производственном процессе, обозначив их как «поставляющее рабочее место (РМ)» и «потребляющее рабочее место», которые взаимодействуют между собой через накопитель оборотного и страхового заделов предметов труда в контейнерах. Каждый контейнер имеет прикрепленную к нему одну из двух видов карточек: транспортную карточку, если контейнер движется от накопителя к потребляющему РМ, когда он заполнен, и от потребляющего РМ к накопителю, когда он пуст; карточку заказа, когда контейнер движется от накопителя к поставляющему РМ, когда он пуст, и от него к накопителю, когда он заполнен.
Замена на контейнере одного вида карточки на другой, относящийся к одному сорту деталей, может происходит только в накопителе, где циклы оборота карточек пересекаются. Замена карточки того же вида, но относящейся к другому сорту деталей, может происходить только на потребляющем или поставляющем РМ через картотеки 1 и 2 соответственно.
Механизм оборота карточек и работы «вытягивающей» системы состоит из трех фаз.
1.Потребляющее РМ, получив заказ от последующего по ходу производственного процесса РМ, определяет свою потребность в деталях, необходимых для выполнения данного заказа. Из картотеки 1 отбираются соответствующие транспортные карточки, которые по мере освобождения контейнеров по одной прикрепляются к ним и транспортируются в накопитель.
2.В накопителе на основании информации транспортных карт отбираются контейнеры, заполненные необходимыми деталями. С них снимаются карточки заказа и прикрепляются на поступившие пустые контейнеры, с которых, в свою очередь, транспортные карточки перевешиваются на отобранные заполненные контейнеры. Таким образом, на каждом отобранном контейнере с деталями карточка заказа меняется на транспорт ную карточку, а на пустых контейнерах транспортные карточки меняются на карточки заказа. Заполненные контейнеры с транспортными карточка ми перемещаются к месту потребления. Пустые контейнеры с карточками заказа отправляются к поставляющему РМ.
3.3. Поставляющее РМ, получив из накопителя пустые контейнеры с карточками заказа, приступает к обработке деталей (необходимого сорта и в необходимом количестве, указанном на карточке) и планирует свою потребность в материалах с дальнейшим размещением заказа на предыдущих по ходу производственного процесса рабочих местах. В случае если поставляющее РМ еще занято обработкой предыдущих заказов, вновь поступивший заказ становится в очередь (в картотеку 2). Когда заказ исполнен и контейнеры заполнены, они с прикрепленными карточками заказа отправляются в накопитель, где соответствующий запас пополняется до необходимого уровня.
Такова общая схема работы системы КАНБАН