Вопрос.

Вопрос.

Вопрос.

Тема 7. Психология мотивации.

Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система). Как и- любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих ком­понентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические обра­зования и структуры: потребности, влечения, установки, собст­венно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Всем указанным компонентам присуща одна фундаментальная общая особенность: они имеют две основ­ные стороны, два аспекта — содержательный и динамический. Содержательный аспект заключается в той или иной репрезента­ции внешней — отражаемой реальности и выступает чаще всего в форме определенного знания. Динамический аспект связан с тем, что любой из отмеченных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержа­ния и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все указанные компоненты и объединяются в составе мотиваци­онной сферы личности.

Одним из основных источников активности личности являют­ся потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности {195}человека, прежде всего трудом. Потребности различают по пред­мету и по происхождению. По происхождению потребности бы­вают естественные и культурные. Естественные потребности от­ражают зависимость человека от условий, необходимых для со­хранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на материальные, духовные и социальные. К материальным относятся физиологи­ческие (например, потребность в пище) и общественно обуслов­ленные (например, потребность в одежде). К духовным потреб­ностям относятся эстетические и познавательные. Социальные отражают потребность в общении, в общественном признании.

Потребности могут приобретать разную форму. Например, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Это — побуждение к деятельности, представляющее собой недифференцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение — установка. Это — неосознавамое человеком со­стояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фак­тов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

Если потребности осознаются, то они приобретают форму мотивов. Это — осознаваемые потребности личности, побуждаю­щие ее поступать, вести себя в соответствии со своими взгляда­ми, знаниями, принципами. Вся совокупность убеждений объеди­няется в мировоззрение. Если человек не только осознает в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкрет­ные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то говорят о мотивах поведения в узком смысле. Таким образом, мотивэто осознанная потребность, обогащенная представле­ниями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, кото­рое может ее удовлетворить. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятель­ности, поведению, мотив выступает как форма проявления по­требностей.

А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев и другие считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побужде­ния. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает {196}его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, жела­ния, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопут­ствующие им мотивы выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоцио­нальных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а дру­гой — функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — при­дает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мо­тива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, по­буждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обес­печивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связа­но с оценкой результатов, с успехом, что способствует под­креплению мотивов.

Мотивы классифицируются по различным основаниям:

По отношению мотивов к самой деятельности. Если моти­вы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

По степени осознаваемости: осознаваемые и неосознавае­мые мотивы.

По степени действенности: понимаемые мотивы; действую­щие, т.е. те, ради которых он действительно осуществляет дан­ную деятельность.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязан­ности (перед Родиной, перед своими родными и т.п.) и на лич­ностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде­ния.

Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный); саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств, способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним .мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Сово­купность всех мотивов к данной деятельности называется моти­вацией деятельности данного индивида. Мотивацияэто процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевант­ного мотива, для осуществления определенного предметного от­ношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду сово­купность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Система всех побуждений — мотивов, потребностей, диспози­ций, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооце­нок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т.п. — называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминанта­ми, входящими в структуру мотивации.

Исследование мотивационной сферы личности. Познание пси­хологических закономерностей мотивационнрй сферы личности имеет не только большое теоретическое значение, но и очень важно в практическом отношении. В силу этого необходимо иметь представление о том, какими же конкретными методами и на основе каких общих подходов следует изучать мотивационную сферу личности. Эти подходы и методы положены в основу подавляющего большинства эмпирических исследований моти­вации.

В современной психологии выделяют три основных методи­ческих подхода к изучению мотивационной сферы личности (и мотивации в целом) — прямой, косвенный и проективный. Прямой подход основан на собственных суждениях испытуемого. При этом он имеет представление об истинной цели исследова­ния, т.е. сама процедура исследования является для него «разга­данной в отношении ее диагностического замысла». Вопросы имеют прямой, непосредственный характер, а их суть сводится к тому, чтобы субъект оценил наличие (или отсутствие) того или {198}иного мотива в своем поведении, а также степень его интенсив­ности. Данный подход имеет свои преимущества и недостатки. Основные достоинства: простота его реализации и обработки результатов, а также стандартизированность процедуры исследо­вания и его воспроизводимости. Недостатки: он требует доста­точно развитой рефлексии, что наблюдается отнюдь не у всех испытуемых; он открывает широкие возможности для намерен­ной фальсификации данных и формулировке социально одобряе­мых ответов; он допускает и хаотичные ответы, что имеет место в случае низкой заинтересованности испытуемого в процедуре исследования.

Косвенный подход основан на заданиях, которые остаются для обследуемого неразгаданными в отношении их диагностичес­кого смысла. При этом испытуемый выполняет какое-либо зада­ние, а исследователь судит о его мотивации по разного рода косвенным характеристикам. Например, широкое распростране­ние получил способ «альтернативного выбора». Испытуемому ставится вопрос: какой бы работой он хотел заняться, причем дается два варианта ответа, один из которых предполагает инди­видуальную, а второй — совместную работу. По характеру отве­та можно сделать косвенный вывод о степени развития у субъек­та социальных мотивов.

При проективном подходе испытуемому предъявляется неоп­ределенный, многосмысловой материал и предлагается дать ему интерпретацию. По характеру последней судят о содержании, направленности и степени выраженности. Человек, стремясь вос­полнить неопределенность интерпретируемого материала, осмыс­лить его, как бы «проецирует» на него особенности своей психи­ки в целом и мотивации в особенности.

Закономерности развития мотивационной сферы человека. Ос­новные закономерности развития мотивационной сферы человека состоят в следующем:

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов мо­тивационной сферы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядоче­ны и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, например, в соподчинении (иерархии) различных мотивационных компонен­тов. Так, на рубеже дошкольного и младшего школьного возрас­тов происходит, во-первых, значительное обогащение мотива­ционной сферы, что выражается- в появлении новых, различных по характеру мотивов, во-вторых, переструктурирование мотивационной сферы детей, что проявляется в формировании {199}ведущих мотивов, которые и определяют поведение ребенка, его направленность. Происходит смена относительной выраженности различных мотивов, их иерархизация, соподчинение мотивов и непосредственных побуждений. Таким образом, мотивационная сфера в этот возрастной период не просто усложняется (появля­ются новые мотивы), а возникают доминирующие мотивы, кото­рые могут подчинять себе все иные побуждения.

2. Деятелъностный характер формирования мотивации. Мо­тивация не только побуждает человека к какой-либо деятельнос­ти, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, человек может при выполнении какой-либо деятельности побуж­даться социальными мотивами («пишу доклад, потому что пору­чили и не хочется никого подводить»). В процессе выполнения деятельности (в ходе подготовки доклада) может возникнуть ин­терес к ее содержанию (самому материалу), появляется другой мотив — познавательный. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф. Олпорт, А.Н. Леонтьев), т.е. моти­вация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в ее процессе. Деятельностный характер формирования мотивации — одно из условий, способствующих рождению новых мотивов.

3. Тенденция переключения мотивации на успешные виды дея­тельности. Суть данной закономерности заключается в том, что человек часто неосознанно и неуклонно предпочитает заниматься тем, что у него лучше получается.

4. Смысловая интеграция как способ разрешения мотивацион-ных конфликтов. Поведение человека носит полимотивирован­ный характер. В силу этого часто возникает борьба мотивов. Способом разрешения мотивационных конфликтов является так называемая смысловая интеграция. Когда сталкиваются два мо­тива — сильный, но узкоситуативный и относительно слабый в данный момент, но согласующийся с общими интересами и лич­ности, и общественными нормами, то конфликт между ними раз­решается путем сравнения смысла,, значения тех последствий, к которым приведет следование тому или иному. Чаще всего по­беждает второй мотив.

5. Развитие динамики мотивов. Различают развитие мотивов как таковых и возрастные особенности развития мотивов. С воз­растом мотивы меняются, преобразуются, изменяются. В процес­се жизни у человека постепенно формируются и становятся ус­тойчивыми определенные мотивы его поведения и деятельности. Устойчиво доминирующие мотивы поведения приобретают для {200}человека ведущее значение и тем самым подчиняют себе все иные его мотивы. Развитие мотивов как таковых заключается в усиле­нии или ослаблении существующих; в появлении новых и устра­нении существующих; в появлении синтетических мотивов.

6. Развитие систем внешней и внутренней мотивации. Внут­ренняя мотивация — это та, которая лежит внутри деятельнос­ти, непосредственно связана с ее содержанием. Она имеет место, когда деятельность выполняется ради самой себя, ради удовле­творения от ее процесса, а не от ее результата. Побудительная сила к такой деятельности и называется внутренней мотивацией. Существует пять основных свойств внутренней мотивации: стрем­ление к новизне, стремление к двигательной активности, стремле­ние к умелому и эффективному освоению мира (это постулирует­ся как потребность, от удовлетворения которой человек получает удовольствие). Эти стремления лежат в основе мотивации обуче­ния. Четвертым свойством является стремление к самодетермина­ции: человек стремится быть причиной своего поведения, стре­мится быть самостоятельным. Пятое свойство — стремление к самоактуализации, к самоосуществлению: стремление осущест­вить то, что ты способен осуществить.

. Внешняя мотивация — это та, которая лежит вне деятельнос­ти. Например, «учусь для того, чтобы получать пятерки» — это внешняя мотивация. «Учусь, так как нравится учиться» — при­мер внутренней мотивации.