Экономическое развитие Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.)

К XIV в. начался процесс объединения русских земель в новое централизованное государство. Причины:

1. Развитие процессов общественного и территориального разделения труда и товарно-денежных отношений. Регионы и хозяйства оказались не в состоянии обеспечить свои потребности только за счет собственного производства и нуждались в обмене товарной продукции, что объективно приводило к восстановлению единого макроэкономического пространства России.

2. Заинтересованность торгово-ремесленного населения городов в едином государств, создании единой денежной и таможенной системы.

3. Заинтересованность мелких и средних поместных феодалов в образовании абсолютистского государства, чтобы, во-первых, завершить процесс закрепощения общинного крестьянства, а во-вторых, с помощью авторитарной власти осуществить перераспределение земельной собственности между вотчиной и поместьем в интересах поместного дворянского сословия.

4. Политическое объединение опередило экономическое, поскольку необходимо было отстоять государственную самостоятельность.

Особое значение для формирования русского централизованного государства имели реформы Ивана IV Грозного (40-60-е годы XVI в.):

- управленческая реформа, т.е. формирование системы центрального государственного управления (царь, боярская дума, приказная система по отраслевому и территориальному принципу) и системы местного самоуправления (земские и губные учреждения);

- финансово-податная реформа. 1535 г. – денежная реформа Елены Глинской (мать Ивана IV): унификация чеканки монет и создание единой денежной системы. 1551 г. – налоговая реформа, введение посошной подати: «соха» - условная податная единица, охватывающая несколько дворов или значительное количество крестьянской пашни в зависимости от ее доходности;

- территориальная политика Ивана IV, которая имела два направления: 1) внешнеэкономический – попытка завоевать выход к Балтийскому морю для связи с европейским рынком (Белое море и порт Архангельск имели физико-географические ограничения), но попытка неудачная, т.к., несмотря на проведение военной реформы, Россия проиграла Ливонскую войну со Швецией; 2) территориальная экспансия Москвы – захват Казани и Астрахани для колонизации Поволжья и выхода к волжскому торговому пути и на среднеазиатский рынок;

- сословная реформа. Это самая сложная и противоречивая реформа Ивана IV – опричнина (1565-1572), которая объяснялась необходимостью проведения в стране радикальной перестройки. При проведении реформ Иван IV опирался на служилое дворянское сословие (опричников), чтобы преодолеть сопротивление бояр при проведении централизованных реформ.

Социально-экономические последствия опричнины:

1) преодоление консервативной боярской оппозиции (однако, этот процесс не получил логического завершения);

2) проведение аграрного переворота, т.е. перераспределение феодальной земельной собственности в интересах поместного служилого землевладения;

3) ускорение процесса закрепощения крестьянского сословия, т.к. переход к поместному хозяйству требовал барщинной формы земельной ренты (1947 г. - Судебник Ивана III, который установил Юрьев день, т.е. период для перехода крестьян к другому феодалу. 1581 г. – введение «заповедных лет», во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день; позже были установлены «урочные лета» для сыска беглых крестьян.1649 г. – Соборное уложение, которое осуществило законодательное оформление крепостного права в России (фактическая отмена Юрьева дня и бессрочный сыск беглых крестьян);

4) экономический кризис Центра и Северо-Запада страны, связанный, прежде всего с миграцией крестьянского и ремесленного населения из регионов проведения опричнины вследствие ее репрессивных методов.