Вопросы

Протокол в дипломатической службе

1. Протокол мероприятий по установлению дипломатических отношений.

2. Протокольные визиты.

3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы

4. Протокол многосторонней дипломатии.

 

1. Протокол мероприятий по установлению дипломатических отношений

Политическая карта мира постоянно претерпевает изменения. Одни государства становятся достоянием истории, другие стремятся влиться в ряды мирового содружества. Мировое содружество зачастую достаточно сдержанно относится к кандидатам на членство в нем. С одной стороны, приходится исходить из принципа уважения суверенного равенства всех наций, больших и малых, их права на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств. С другой стороны, изменения на международной арене порой противоречат не менее важному положению международного права – принципу территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государства.

Деликатность проблемы проявляется в существовании двух форм признания нового государства: признания де-факто и признания де-юре.

Признание де-факто (иногда такую форму именуют отношениями «ad hoc», что означает «к этому», «для данного случая») носит неполный характер. Не отрицая факта существования государства, правительство другой страны может поддерживать с ним торговые, культурные и иные связи, не устанавливая дипломатических отношений.

Признание де-юре, или полное признание, предполагает установление дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных торгово-экономических, культурных и иных связей. Единой процедуры установления дипотношений между государствами не существует. Соответствующие переговоры могут быть поручены специальной правительственной делегации, направляемой в страну по случаю провозглашения ее независимости, либо одному из диппредставительств за рубежом. Чтобы избежать в будущем различных толкований, государства предпочитают закреплять достигнутые договоренности о признании и установлении дипотношений письменно. Это могут быть обмен личными нотами, специальные соглашения, заявления, коммюнике. Помимо констатации договоренности об установлении дипотношений в принимаемом документе обычно определяется уровень дипломатических представительств. Как уже отмечалось выше, Венской конвенцией о дипломатических сношениях (статья 14) установлены три класса диппредставителей:

1. Послы, нунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют посольства, нунциатуры, постпредства.

2. Посланники, интернунции и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при главе государства. Возглавляют миссии, интернунциатуры, постпредства.

3. Поверенные в делах и приравненные к ним представители государств. Аккредитуются при министре иностранных дел. Возглавляют миссии, постпредства.

Уровень представительства не отражается на объеме выполняемых им функций, а также представляемых иммунитетах и привилегиях. На практике, однако, почти все государства мира устанавливают между собой дипломатические отношения на уровне первого класса, демонстрируя, таким образом, зафиксированное в Уставе ООН их суверенное равенство. Второй и третий классы диппредставителей используются обычно в отношениях государств с международными организациями.

Установление дипотношений не предполагает немедленного открытия посольств в договаривающихся государствах. Нередко такая договоренность служит лишь своего рода стимулом к созданию благоприятного морально-политического климата для дальнейших контактов между правительствами этих стран. Открытие же посольств может быть отложено до возникновения в этом острой необходимости, что диктуется обычно соображениями экономии валютных средств.

По той же причине достаточно распространена практика представительства послом интересов своего государства одновременно в нескольких странах. При этом посольство учреждается лишь в стране, где посол находится постоянно. В странах, где он аккредитован по совместительству, могут при необходимости открываться небольшие по штату представительства во главе с временным поверенным в делах.

В отношениях с Республикой Беларусь институт диппредставительств по совместительству используют более 60 государств. Белорусская дипломатия также активно использует этот компромиссный вариант установления дипотношений.

В международной протокольной практике нередки случаи приостановления или разрыва дипотношений между государствами. Последнее может быть спровоцировано чрезвычайными обстоятельствами – военный переворот в стране, военная агрессия против другого государства, изменение одним из партнеров своего государственного статуса и т. п. Разрыв отношений сопровождается прекращением всех сношений с местными властями, отзывом дипломатов и закрытием дипломатических и иных представительств. Контакты могут поддерживаться с протокольной службой внешнеполитического ведомства страны пребывания исключительно по организационно-бытовым вопросам. При этом представитель местного протокола не присутствует при отъезде главы дипломатического представительства, как обычно принято.

 

2. Протокольные визиты

Исполнение своих обязанностей посол начинает с нанесения визитов официальным лицам страны пребывания, а также главам дипломатических представительств, в ней аккредитованных. Поскольку такие визиты не предполагают обсуждения или решения каких-либо значимых проблем, а наносятся с целью личного знакомства, выражения соответствующей персоне уважения, их считают протокольными, или визитами вежливости. Учитывая небольшую продолжительность протокольных визитов (15 – 20 минут), они могут наноситься в один день 2–3 лицам одновременно.

Список официальных лиц страны пребывания, очередность нанесения им визитов определяются местным протоколом.

Относительно визитов коллегам по дипломатическому корпусу существует следующее правило: посол первым наносит визиты только послам. Если в дипкорпус входят диппредставители 2-го и 3-го классов, а также временные поверенные в делах, то они после получения ноты о вручении послом верительных грамот первыми наносят ему визит, как старшему в протокольной иерархии. Посол наносит им ответные визиты. По своему усмотрению дипломатический представитель в интересах расширения контактов при нанесении визитов может расширить рекомендуемый список официальных лиц.

Нанесение визитов – протокольная обязанность всех дипломатических сотрудников. Уровень официальных лиц, которым дипломат наносит визиты, зависит от его должности. Если возникает необходимость нанесения визита высокопоставленному лицу, например министру иностранных дел, дипломатического сотрудника сопровождает посол и представляет его.

Супруги диппредставителей наносят визиты вежливости женам официальных лиц. В их числе в зависимости от местных традиций могут быть супруги глав правительств и государств, министра иностранных дел, как правило, жены послов, а также женщины, занимающие видное место в общественной жизни.

По прошествии некоторого времени посол сам начинает получать ноты от вновь прибывших диппредставителей о вручении ими верительных грамот главе государства. Согласно протоколу, ответ на такие ноты, равно как и нанесение ответных визитов, обязательны.

Поскольку визиты вежливости – достаточно распространенная форма поддержания официальных отношений (и не только в дипломатической практике), уместно подробнее остановиться на общих правилах их организации и нанесения.

О дне и времени нанесения визита договариваются заранее. Опоздание к назначенному времени не может быть оправдано никакими объективными причинами. Вопросы, которые предполагается обсудить, необходимо продумать заранее. Правда, в некоторых странах, особенно в монархиях, на аудиенции у главы государства вопросы задавать не принято. Беседу он ведет сам.

Гостей с визитами желательно принимать в специальном помещении, меблированном гостиным гарнитуром (диван, кресло, стол). При этом почетным местом для гостя является диван. Хозяин садится в кресло, стоящее под углом с левой стороны от дивана. Такая посадка оправданна и с психологической точки зрения. Установлено, что при прочих равных условиях при таком расположении партнеры настроены друг к другу более доброжелательно, чем сидящие напротив. Не случайно термин «противостояние» имеет два смысла: и расположение в пространстве, и конфликт. Можно сесть на диван вместе с гостем, но обязательно с левой стороны. Место переводчика – по левую руку или за спиной. Недопустимо сажать гостя к своему письменному столу. Гость садится, после того как сел хозяин.

В зависимости от местных обычаев во время визита подается легкое угощение – чай, кофе, вино.

Инициатива ведения беседы во время визита принадлежит принимающей стороне. Наступившее молчание будет воспринято гостем как знак окончания визита. Поэтому правила гостеприимства предполагают умение вести беседу. Инициатива ухода остается за гостем. Он должен ориентироваться на приведенные выше временные параметры в продолжительности визита. Исключением является аудиенция у главы государства, который сам дает знать о ее окончании.

 

3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы

Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне от­ражают степень состояния политических отношений государств — участников встречи.

Развитие и расширение международной активности, укрепле­ние политических, экономических, культурных связей, а также личных контактов между лидерами различных стран в двадцатом столетии требовали подведения под них более стабильной и проч­ной правовой основы, создания разветвленной системы двусторон­них и многосторонних договоров и соглашений. Одновременно с этим развивались и совершенствовались основанные на традициях международной вежливости уже выработанные к тому времени об­щепринятые нормы и правила, которые необходимо было соблю­дать в международном общении.

В соответствии с действующими нормами протокольной прак­тики или, иными словами, Государственным протоколом Россий­ской Федерации, все визиты на высшем и высоком уровне по ха­рактеру приема подразделяются на следующие категории: государ­ственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визи­ты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты. Высшей категорией визита в Российскую Федерацию является государст­венный визит, формат которого предусмотрен только для глав иностранных государств.

^ Государственный визитявляется высшей категорией визитов в Россию глав иностранных государств и осуществляется в особых случаях. Формат государственного визита — наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмат­риваемых Государственным протоколом Российской Федерации.

^ Официальный визитявляется одной из высших категорий визи­тов в Россию иностранных делегаций и официальных деятелей. Официальный визит проводится при официальном посещении России высоким гостем или в том случае, если политическое со­держание визита выходит за обычные рабочие рамки.

^ Рабочий (деловой) визит.Под рабочим визитом подразумевается прибытие государственных деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений и на другие по­добные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации.

^ Неофициальный (частный)визит — приезд в Россию государст­венных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на спортивных сорев­нованиях и конкурсах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или с целью туризма.

Под форматом визита понимается совокупность мероприятий делового и протокольного характера, включенных в программу ви­зита, их церемониальная сторона и уровень персонального участия в ключевых элементах программы российской стороны. О формате и характере предстоящего визита стороны договариваются заранее по дипломатическим каналам.

Формат государственного визита введен в российскую прото­кольную практику сравнительно недавно — в феврале 1997 г., когда специальным Указом Президента Российской Федерации были внесены дополнения в «Основные положения протокольной практики», которые были утверждены Указом Президента РФ от 6 мая 1994 г. (правовой акт официально не публиковался).

^ Подготовка визита. После принятия принципиального реше­ния о приеме зарубежной делегации и согласования сроков опре­деляется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости от уровня, характера и формата запла­нированного визита. Департамент государственного протокола МИД России согласовывает эти вопросы с руководителем прото­кола Президента, секретариатом главы Правительства, другими министерствами и ведомствами, готовит проект соответствующего распоряжения. Когда все эти вопросы согласованы, начинается ра­бота по подготовке программы пребывания иностранной делега­ции. Над программой работают так называемые подготовительная и передовая группы.

Направление подготовительных и передовых групп в страну предстоящего визита высокого гостя стало в последние годы нор­мой международной протокольной практики. В состав таких групп практически всегда входят представители служб протокола, без­опасности, связи, информации и медицины. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и собст­венного посольства выполняет следующие задачи: а) детальная проработка проекта программы; б) осмотр объектов, посещение которых предусмотрено программой; в) проведение встреч по ин­тересам с представителями соответствующих служб; г) обсуждение всего спектра организационно-технических и хозяйственных во­просов, включая размещение в резиденции, гостиницах, предо­ставление транспорта; д) определение финансовых условий прове­дения визита, исходя из существующих правил, норм и принципа взаимности.

В проекте программы в обязательном порядке учитываются предварительные пожелания высокого гостя, исходя конечно, из деловых интересов обеих сторон. По мере дальнейшей работы над проектом программы в него вносятся необходимые взаимоприемлемые изменения и дополнения.

Большое внимание при подготовке визитов на высшем уровне уделяется протоколу размещения высокого гостя. Российская про­токольная практика предусматривает возможность предоставления гостю резиденции в Кремле. Однако это может быть сделано толь­ко в том случае, если визит носит государственный или официаль­ный характер. При рабочих визитах глав государств в качестве ре­зиденции предоставляется один из государственных особняков на Воробьевых горах. Госособняк в соответствии с протокольными правилами может быть предоставлен также главам правительств зарубежных государств при официальных и рабочих визитах, а также в отдельных случаях министрам иностранных дел, но только если визит министра носит официальный характер. Для официаль­ных сопровождающих лиц предоставляются номера в гостиницах Управления делами Президента «Золотое кольцо» или «Президент-отель».

После окончательной отработки программы визита готовятся необходимые справочные и пояснительные материалы, схемы встречи и проводов делегации, рассадки участников переговоров и официальных протокольных мероприятий (обеда или завтрака), церемонии возложения венка к могиле Неизвестного солдата, а также планы размещения гостей с адресами, телефонами и номе­рами закрепленных автомашин. Одновременно готовятся предложения о памятных подарках.

Программа визитов глав государств и глав правительств вклю­чает в себя следующие основные элементы: официальная церемо­ния встречи (проводов) в аэропорту, размещение, переговоры, бе­седы, подписание документов, возложение венка, протокольное мероприятие (обед или завтрак), возможная поездка по стране. В программе может быть также предусмотрено официальное Чили неофициальное) посещение театра. Насыщенность всех мероприя­тий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уро­вень участия официальных лиц определяется исходя из основных положений протокольной практики, причем в строгом соответст­вии с характером и форматом того или иного визита.

Наиболее полным с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмотренных для визитов глав государств действующим протоколом Российской Федерации, является формат Го­сударственного визита. Государственный визит является визитом высшей категории. Он проводится лишь в особых случаях и не более одного раза за все время пребывания главы зарубежного го­сударства у власти. На практике это, как правило, обычно первый визит высокого иностранного гостя в Россию. Следует заметить, что до 1997 г. в российской протокольной практике понятие «го­сударственный визит», довольно широко распространенное в меж­дународном общении, не использовалось. Это создавало опреде­ленные трудности церемониального порядка как при приеме глав государств в Москве, так и при зарубежных поездках Президента Российской Федерации.

Протокольный формат государственного визита предусматри­вает более высокий по сравнению с официальным визитом уро­вень встречи и проводов в аэропорту, а также специальную цере­монию встречи и проводов гостя Президентом Российской Феде­рации в его кремлевской резиденции или в Большом Кремлевском Дворце. Соответственно повышается уровень сопровождения деле­гации по всем мероприятиям программы, включая поездку по стране. При проведении государственного визита часто планирует­ся подписание двусторонних документов основополагающего ха­рактера. Если визит начинается не в Москве, а в другом городе, то для встречи и сопровождения гостя выезжают официальные рос­сийские лица, определяемые программой визита.

Основные положения российской протокольной практики де­тально расписывают все мероприятия по приему глав иностранных государств в Российской Федерации с момента прибытия высоко­го гостя.

Официальная церемония встречи в Москве начинается в аэро­порту (на вокзале). В зависимости от характера и формата визита протоколом достаточно четко определяется уровень и состав офи­циальных встречающих лиц. В ходе государственного визита главу государства у трапа самолета (у выхода из вагона) встречает Пред­седатель Правительства Российской Федерации, Министр ино­странных дел, посол России в стране гостя, другие официальные лица. При официальном или рабочем визите главы иностранного государства уровень встречи несколько ниже: гостя встречают один из заместителей Председателя Правительства, посол России в стране гостя, заместитель министра иностранных дел, другие офи­циальные лица. Состав других официальных лиц, участвующих во встрече, определяется исходя из уровня и состава прибывающей делегации, а также деловых соображений. Следует отметить один протокольный нюанс, имеющий практическое значение: прибытие высокого гостя в Москву или его отъезд в выходные и празднич­ные дни, в поздние вечерние или ранние утренние часы может по­влечь снижение уровня встречи (проводов). Однако на практике это протокольное правило применяется крайне редко.

На встречу в аэропорту при проведении государственного ви­зита приглашаются главы дипломатических представительств зарубежных стран, а также старшие дипломаты посольства и немного­численная группа граждан страны гостя, находящихся в Москве. При официальном визите главы государства эта категория лиц также может присутствовать при встрече, но только в случае поже­лания гостя. Заботу о приглашении глав отдельных дипломатических представительств при этом берет на себя посольство соответ­ствующей страны.

Как при государственном, так и при официальном визите глав государств в аэропорту (на вокзале) во время встречи гостя пред­усматривается воинская церемония: выстраивается почетный кара­ул трех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вывеши­ваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и России. При официальных визитах глав правительств также проводится воинская церемония, но во встрече гостя участвует почетный караул только одного вида Вооруженных Сил. При рабочих и других визитах проведение воинских церемо­ний не предусматривается.

После завершения церемонии встречи главный встречающий с российской стороны сопровождает гостя в автомашине до отведен­ной ему российской стороной резиденции.

В случае прибытия гостя с супругой в церемонии встречи, а также ряде других протокольных мероприятий принимает участие супруга главного встречающего с российской стороны, супруга посла, а также супруги ряда других официальных лиц.

Протокол государственного визита помимо церемонии встречи в аэропорту (на вокзале), предусматривает официальную церемо­нию встречи высокого гостя в Кремле. В Георгиевском зале Боль­шого Кремлевского дворца главу иностранного государства (с суп­ругой) встречает Президент Российской Федерации (с супругой). В церемонии участвуют официальные сопровождающие главу ино­странного государства лица и члены российской делегации. Сама церемония носит весьма торжественный характер. В Георгиевском зале выстраивается почетный расчет, одетый в специально поши­тую форму, выдержанную в исторических воинских традициях, звучат фанфары, исполняются государственные гимны, произво­дится официальное фотографирование. Предусмотрена также воз­можность кратких приветственных выступлений перед микрофо­ном. (При официальных визитах глав государств церемония встре­чи гостя в Георгиевском зале БКД не проводится).

От аэропорта до Кремля главу государства сопровождает эс­корт мотоциклистов. На автомашине гостя устанавливаются флаж­ки его страны и Российской Федерации. Государственный флаг страны гостя поднимается над его резиденцией.

Как видим протокол визитов — это не только церемониальное обеспечение приема и обеспечения пребывания высокого гостя и сопровождающих его лиц. Протокол несет серьезную политичес­кую нагрузку, во многом определяет успех намеченной програм­мы, а значит и успешность дипломатических и внешнеполитичес­ких усилий государства на конкретном направлении.

4. Протокол многосторонней дипломатии

В международных отношениях принято выделять две формы многосторонней дипломатии: участие государств в специально созываемых конференциях (совещаниях, конгрессах, встречах, переговорах) и сессионную работу международных организаций.

Протокольные традиции многосторонней дипломатии накапливались вначале в рамках ее первой формы. Значительное влияние на них оказал опыт проведения церковных, так называемых Вселенских соборов (XII–XIV вв.). На них ставились и разрешались вопросы старшинства, порядка голосования, выборов и т. д. По образцу церковных соборов позже проводились светские конгрессы глав государств, на которых возникали те же протокольные проблемы.

Масштабы многосторонней дипломатии значительно расширились с появлением международных организаций, и особенно с образованием ООН и ее многочисленных органов и специализированных учреждений. Будучи универсальной международной организацией, ООН является своего рода примером организационно-протокольного обеспечения деятельности для иных международных организаций.

Единого официального свода основных положений протокольной практики в ООН нет. Они отражены в Уставе и правилах процедуры этой организации, а также в решениях и распоряжениях по отдельным протокольным случаям. За единообразное применение правил дипломатического протокола ООН отвечает специальная протокольная служба, структурно входящая в канцелярию Генерального секретаря ООН. Рассмотрим некоторые положения протокольной практики ООН.

Прием новых стран в Организацию Объединенных Наций после предварительных письменных согласований происходит согласно уставу ООН в начале очередной сессии Генеральной Ассамблеи. После соответствующего голосования руководитель протокольной службы ООН проводит делегацию принятого государства к ее месту в зале заседаний. На следующий день в ознаменование вступления флаг государства – нового члена Организации поднимается на флагштоке перед штаб-квартирой ООН рядом с флагами других государств. В церемонии принимают участие должностные лица сессии, Генеральный секретарь ООН, главы делегаций на сессии. От имени Генерального секретаря в этот день организуется прием.

Вступление в должность постоянного представителя страны – члена ООН. На назначение постоянного представителя при ООН, в отличие от назначения посла, агреман не запрашивается. По прибытии в Нью-Йорк постоянный представитель наносит визит шефу протокольной службы, в ходе которого вручает копии документа о своих полномочиях и согласовывает дату, время и порядок вручения полномочий Генеральному секретарю ООН. В назначенный день постоянный представитель прибывает в здание ООН и в сопровождении сотрудника протокола поднимается на 38-й этаж, где в специальном зале проходит вручение документа полномочиях Генеральному секретарю. Эту церемонию запечатлевают фотографы ООН; памятные фотографии затем передаются в постоянное представительство. Обмен речами, как это принято при вручении верительных грамот послами главам государств, не практикуется. Стороны ограничиваются краткими взаимными приветствиями и выражением надежд на плодотворное сотрудничество. Поэтому церемония занимает не более 2–3 минут. По ее окончании подается шампанское (сок) и между новым постоянным представителем и Генеральным секретарем проходит короткая беседа. В этот же день протокольная служба ООН рассылает меморандум всем заместителям и помощникам генерального секретаря о вручении документа о полномочиях новым постоянным представителем.

В свою очередь постоянный представитель личной нотой информирует коллег – постоянных представителей стран – членов ООН о своем вручении документа, полномочиях Генеральному секретарю ООН.

Встреча высокопоставленных гостей ООН. Программы визита в ООН главы государства, правительства, министра иностранных дел разрабатываются протокольной службой ООН в тесном контакте с постоянным представителем страны гостя и утверждаются Генеральным секретарем ООН.

В аэропорту главу государства (правительства) у трапа самолета встречает от имени Генерального секретаря начальник протокольной службы ООН. Присутствует также представитель страны гостя в ООН и представитель протокола Государственного департамента США. Сам Генеральный секретарь, согласно сложившейся практике, высоких гостей на аэродроме не встречает и не провожает. Он приветствует гостя у главного входа в здание Секретариата ООН (с супругой, если гость прибывает с супругой). Для встречи главы государства выстраивается почетный караул из офицеров службы безопасности ООН, поднимаются государственные флаги страны гостя и ООН (исполнение гимна не предусмотрено; ООН, как известно, своего гимна не имеет).

В честь высокого гостя Генеральный секретарь устраивает обед или завтрак.

Если высокий гость наносит визит во время сессии Генеральной Ассамблеи, он пользуется правом выступить с речью первым независимо от списка ораторов на данный день. Естественно, регламента на речи высоких гостей нет. При этом в зале Генеральной Ассамблеи для главы государства устанавливается кресло почетного гостя рядом с трибуной.

При визите главы правительства в ООН почетный караул при его встрече и проводах не выстраивается. У входа в здание Секретариата ООН его ожидает начальник протокола и сопровождает в кабинет Генерального секретаря.

Министров иностранных дел, прибывающих на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, в аэропорту встречает личный представитель Генерального секретаря ООН.

Главы правительств и министры иностранных дел во время работы сессии располагаются в зале со своими делегациями.

Протокольное старшинство в ООН. Старшинство постоянных представителей при ООН, глав и членов делегаций в период работы сессий Генеральной Ассамблеи ООН зависит от принятого алфавитного порядка этого старшинства. Он определяется путем жеребьевки, которую проводит Генеральный секретарь ООН ежегодно накануне сессии Генеральной Ассамблеи. Страна, на которую выпадает жребий, получает протокольный приоритет и занимает первое место на всех протокольных мероприятиях. За ней в порядке английского алфавита следуют все остальные страны – члены ООН.

В определении протокольного старшинства в ООН учитываются также дипломатический ранг и занимаемый пост должностного лица. Поэтому алфавитный порядок действует только среди равных в дипломатическом ранге и по положению. Примерный порядок протокольного старшинства среди выборных лиц органов ООН, постоянных представителей при ООН и должностных лиц представительств и органов ООН можно найти в книге «Чины, ранги, звания. Протокольное старшинство в Беларуси и за рубежом» (Минск, 1998).

В Совете Безопасности ООН порядок протокольного старшинства несколько иной. При сохранении алфавитного принципа старшинство начинается со страны, представитель которой в данный момент является председателем Совета. Как следствие, протокольное старшинство в Совете Безопасности каждый месяц меняется. Кроме того, постоянные представители стран – постоянных членов Совета Безопасности, согласно сложившейся в ООН традиции, имеют протокольное преимущество перед коллегами из других стран.

Существенный недостаток порядка определения старшинства, принятого в ООН, специалисты видят в том, что он рассчитан в основном на должностных лиц, имеющих дипломатические ранги. Между тем в последнее время в состав делегаций на сессии Генеральной Ассамблеи, а также на сессии специальных органов ООН зачастую включаются лица, не имеющие дипломатических рангов.

Организация и проведение международных конференций Международные конференции – временные (в отличие от международных организаций) коллективные органы, создаваемые для рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес. Международные конференции бывают межправительственными и неправительственными. Рассмотрим порядок подготовки и проведения межправительственной конференции – собрания официальных представителей двух или более государств для рассмотрения вопросов, затрагивающих интересы этих государств.

В зависимости от важности вопросов или степени их проработанности существуют международные конференции различных уровней: совещания глав государств или глав правительств, совещания министров иностранных дел, обычные международные конференции, где каждое государство по своему усмотрению назначает главу делегации. Различия в наименованиях международных форумов (конференции, конгрессы, совещания) существенного влияния на их организационно-протокольное обеспечение не оказывают. Инициатива созыва конференции может исходить как от международной организации, так и от государства или группы государств.

Для организационного обеспечения конференции ее инициаторы создают секретариат (оргкомитет), роль которого до начала конференции заключается в рассылке приглашений, разработке проектов документов, бронировании гостиниц, заказе транспорта, подготовке конференц-зала и т. д. Во время работы конференции секретариат занимается административными вопросами: организацией встречи участников конференции, поддержанием связи с местными властями, обеспечением переводчиками, аудио-, видеосредствами, ведением протоколов заседаний согласно правилам процедуры, тиражированием проектов документов и др. По окончании конференции секретариат организует опубликование материалов конференции (отчета, протоколов, тезисов). Иногда эти материалы издаются предварительно в виде проекта на основе расшифровки стенографических записей, благодаря чему участники имеют возможность внести некоторые (несущественные) изменения в собственные выступления.

Обязательный элемент любой конференции – наличие четких правил (правил процедуры), которые определяют деятельность ее участников и к которым председательствующий апеллирует в случае сомнения или несогласия. Правила процедуры могут быть распространены заблаговременно в виде проекта вместе с уведомлением о времени и месте проведения международного форума, его повестке.

В повестку конференции включаются вопросы для обсуждения в порядке их рассмотрения. Проект повестки обычно готовится членами секретариата. При проведении некоторых конференций практикуется предварительное распространение меморандума по каждому пункту повестки.

Правилами процедуры может быть оговорен механизм подтверждения полномочий участников конференции. Как правило, это проверка аутентичности верительных грамот – документов, удостоверяющих личность представителя государства уполномоченного к участию в форуме.

До начала форума решается и вопрос об официальных языках (языки официальных дискуссий и принимаемых документов) и рабочих (используются в дискуссиях и при переводе с/на язык участников конференции). В прошлом эта проблема создавала немало трудностей. Как известно, в средние века переговоры велись на латыни, считавшейся языком всех цивилизованных христиан. В XVIII–XIX вв. языком международного общения был признан французский. Эта традиция сохранилась до сих пор в дипломатической практике некоторых нефранкоговорящих стран. В настоящее время в соответствии с правилами процедуры ООН официальными и рабочими языками являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Названными шестью языками сегодня пользуются во многих международных организациях и при проведении многосторонних целевых конференций.

На конференциях с представительством небольшого числа государств в качестве рабочих могут быть выбраны один-два языка.

Организаторы конференции берут на себя обязательство обеспечить синхронный перевод выступлений, прозвучавших на конференции, на ее официальные и рабочие языки. Если представитель какого-либо государства выступает на языке, не признанном официальным или рабочим, делегация сама должна обеспечить синхронный перевод на один из языков конференции.

Проект правил процедуры может также включать:

– порядок и продолжительность дискуссии (прений): например на протест (возражение на оскорбительные или неуместные высказывания, право выступать один раз по каждому вопросу, право ), право отвечать на высказывания других выступающих;

– порядок внесения предложений (обычно принимаются только письменные предложения в качестве возможного проекта резолюции; в некоторых случаях к предложению прилагается объяснительный меморандум);

– кворум конференции (обычно их два): минимальное число участников, присутствие которых необходимо для ведения дискуссии и минимальное число участников, присутствие которых требуется для проведения голосования;

– порядок принятия решений [обычно для принятия решения требуется простое большинство проголосовавших; по некоторым (важным) вопросам решение принимается на основе квалифицированного большинства – две трети или более голосов присутствующих или принимающих участие в голосовании].

Прибывающих на конференцию иностранных гостей встречают официальные представители принимающей страны соответственно уровню руководителя делегации, а также глава соответствующего дипломатического представительства. В аэропорту (на вокзале) поднимаются флаги двух стран; гимны, как правило, не исполняются. Прибывающие главы делегаций обычно посещают диппредставительство своей страны, наносят визит кому-либо из официальных лиц страны-хозяйки. Договоренности о визитах такого рода достигаются по дипломатическим каналам заблаговременно.

На конференцию могут быть допущены наблюдатели. Их статус (возможность участия в дискуссиях) также определяется регламентом. Однако ни при каких обстоятельствах наблюдатели не имеют права голоса.

Принцип размещения делегаций на заседании определяется заблаговременно. В его основе обычно лежит алфавитный порядок размещения согласно одному из национальных языков, чаще английскому или французскому. Рассадка не обязательно начинается с первой буквы алфавита. Для определения страны, с которой будет начинаться рассадка, нередко проводится жеребьевка.

На первом заседании (открытие конференции) обычно председательствует представитель принимающей страны (временный председатель). Дальнейшее председательствование осуществляется на основе ежедневной ротации представителей (глав делегаций) всех стран-участниц. Страна, с которой начинается председательствование на рабочих заседаниях, также определяется с помощью жеребьевки. Далее придерживаются принципа алфавита.

Функции председательствующего четко оговариваются в правилах процедуры. Их утверждение – один из первых вопросов, выносимых председательствующим на рассмотрение участников конференции.

К числу процедурных функций председательствующего могут быть отнесены: открытие и закрытие конференции, объявление перерыва в ее работе; объявление повестки дня; приглашение выступающих на трибуну; контроль за соблюдением выступающими регламента, предусмотренного правилами процедуры; постановка на обсуждение и голосование возникающих в ходе дискуссии вопросов; объявление итогов голосования; защита конференции от всякого рода неподобающих или мешающих ее работе действий; вынесение решения по вопросам процедуры в спорных ситуациях или передача их на рассмотрение участников конференции; информирование конференции по всем существенным вопросам, касающимся ее работы.

Председатель не имеет права единолично прекратить прения – это прерогатива участников конференции, которые должны проголосовать за данное решение. Если кто-либо вносит предложение, где высказывается отношение к работе председателя, это предложение ставит на голосование уже не председатель, а его заместитель.

При необходимости конференция может делиться на комитеты, рабочие группы, секции для рассмотрения различных аспектов вопросов, вынесенных в повестку дня. Отчеты об их работе затем обсуждаются на пленарном заседании, кладутся в основу принимаемых итоговых документов.

Степень открытости в работе международного форума диктуется его повесткой. Есть конференции, полностью открытые для общественности и аккредитованных на них средств массовой информации. Их противоположность – конференции закрытые: общественность и журналисты узнают о происходящем лишь из окончательного коммюнике, одобренного участниками. Наконец, на некоторых конференциях могут быть закрытыми для общественности отдельные заседания (сессии).

Хотя персональный состав делегаций на форуме каждое правительство определяет по своему усмотрению, желательно, чтобы руководители делегаций имели эквивалентный статус. Права всех участников международного мероприятия признаются равными. Руководителям делегаций независимо от ранга оказываются одинаковые почести в алфавитной очередности. Иногда протокольное старшинство глав государств на саммитах определяется временем их нахождения у власти.

Членам иностранных делегаций на конференции предоставляются те же привилегии и иммунитеты, что и членам дипломатических представительств.

Оставив за рамками рассмотрения официально-представительскую составляющую, можно сказать, что порядок подготовки и проведения международных неправительственных конференций во многом схож с вышеизложенным.