Система СНХ.

Экономическая реформа 1957

Попытка децентрализации в сфере промышленности и экономике – система управления по территориально – производственному признаку.

 

Январь 1957 года – записка первого секретаря ЦК – руководителям высшего уровня – о децентрализации управления

Февраль – обсуждение на пленуме ЦК

Март – доклад Хрущёва распространяется в средствах массовой информации.

 

Вопрос о размерах СНК, о его взаимоотношении с органами Советской власти на местах( отделы Исполкомов занимающиеся той же промышленностью)

До этого СНК занимались только местной промышленностью.

Вопрос соотношения административно – экономического района и административно – территориального деления.

 

Май постановление Верховного Совета СССР – О дальнейшем совершенствовании управления промышленностью

- ликвидация 141 отраслевых министерства, как всесоюзного, так и регионального значения

- создаётся 105 административно – экономических районов. В РФ – 70 аэр, и административно – территориальное деление. В этих районах вся промышленность и строительство переключалось на СНХ – функции управления руководства из отраслевых министерств. Центральные министерства – лишь общая координация.

- сам СНХ- включал в себя промышленный , строительный отдел и различные службы – финансовая, плановая, экономическая.

- штаты СНК – председатель, его зам, отдел производственный или строительный – ведущие чиновники из расформированных министерств. В состав СНХ входили руководители крупных предприятий, но туда не входили ещё парт секретари.

 

Результатом - резкое увеличение промышленного пр-ва в 1,8 раз, ежегодное увеличение национального дохода в 1958-1962 гг составило 8%( через 20 лет при таких темпах мы вполне обгоним США – подготовка новой программы КПСС – строительства коммунизма).

 

12нояб 2012

Полное несоответствие новых территориальных образований тем целям и задачам научно – технической революции намеченной правительством. Т.е выработать перспективу развития науки и техники. В этих условиях необходимым оказалось создание государственных комитетов при Совминах СССР и союзных республик.

Ситуация на практике – при передаче предприятия в подчинение СНХ министерство теряла возможность влиять на деятельность этого предприятия.

Тенденция к местничеству – была нарушена единая система и управления и обеспечения и снабжения.

Ведь были определённые планы выпуска продукции, и выпущенную продукция СНК распределяло прежде всего на территории своего административно – промышленного района, зачастую в ущерб общегосударственным интересам.

Проблема кадров – после ликвидации министерских структур назначение чиновников в местные СНХ, но далеко не все хотят ехать в эти регионы( зачастую сопровождалось понижением з/п) К 1957г укомплектованность аппаратов СНХ на уровне гос-ва – 70%, а в ряде регионов ( Архангельск, Вологодск…) – 50 %.

 

Из позитивного – увеличение национального дохода ежегодно составляло 8%. Рост пром пр-ва за 1957 в 1,5 раза.

 

Коррекция – с 1960 в ряде республик( РСФСР,УССР,БССР) начинаются создаваться республиканские СНК.

В СССР 105 АЭР, в РСФСР – 70 АЭР. И в одном СНК могло быть несколько АЭР.

И вообще проводиться укрупнение самих АЭР( в то время как в сам АЭР входило также несколько административных

районов) – к 1961 – осталось 18 АЭР.

А в марте 1963 создаётся СНХ СССР – Высший СНХ(ВСНХ) – переподчинены и Госплан и Госстрой СССР – координация деятельности. Председатель –Дмитрий Фёдорович Устинов (1909г.р, окончил Военмех. с июня 1941 – нарком вооружения. Герой Соц Труда. Бывш министр Вооружения, глава Мин-ва обороны, расцвет ВПК в СССР).

Таким образом, в 1963 году происходит восстановление вертикали управления экономикой.

Резкий рост бюрократизации системы управления , вместо декларируемой борьбы с формализмом.