Аудиторские организации
Практически во всех крупных и средних городах созданы аудиторские организации (фирмы, компании).
Аудиторские (от англ. audit - проверка) фирмы - это коммерческие, вневедомственные организации, оказывающие на основе лицензии платные услуги субъектам товарного рынка по независимой финансовой и бухгалтерской экспертизе, организации учета и отчетности, контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.
Задача аудиторской службы - дать объективное заключение о финансовом положении проверяемого предприятия (организации), соблюдении законодательства, особенно налогового, правомерности проведенных сделок, достоверности представленной отчетности.
Аудиторские фирмы занимаются не только проверкой и визированием финансово-хозяйственных или банковских документов, они оказывают разнообразный спектр других услуг. К ним относятся: консультаций по экономическим и организационным вопросам, налогообложению; специальные услуги, связанные с решением проблем неплатежеспособности; консультации по корпоративным структурам, состоянию и перспективам изменения рынка, сбыту соответствующей продукции внутри страны и за рубежом, по вопросам движения цен, возможности и условиях проведения кредитных операций и т.д.
Надо заметить, что ни одна солидная фирма в развитых странах не будет иметь серьезных коммерческо-хозяйственных взаимоотношений с организацией (предприятием), пока не ознакомится с ее балансом, подтвержденным аудитором. Баланс предприятия (организации) может быть опубликован в специальной печати, только если он подтвержден подписью аудитора. Это касается в основном банков, кредитных учреждений, страховых организаций.
Практика показывает, что подпись аудитора позволяет чувствовать себя более уверенно фирме, подвергшейся проверке, держателям акций этой фирмы, коммерческому банку, предоставляющему кредиты, другим субъектам товарного рынка, имеющим постоянные деловые связи с ней.
Аудиторская фирма направляет на предприятие (в организацию) аудитора, прошедшего аттестацию и получившего лицензию независимого, не имеющего имущественного или другого интереса, а также родственных, служебных отношений с руководством, другими должностными лицами данного субъекта товарного рынка. Выполняя функции финансовых ревизоров, аудиторы призваны помогать бухгалтерским и финансовым звеньям субъектов товарного рынка в коммерческо-хозяйственной деятельности, предупреждении нарушений и ошибок.
Говоря об аудите, принято делать упор главным образом на его контрольные функции. Однако аудит - это не столько контроль как таковой, сколько именно экспертиза на правильность, законность и достоверность.
Различают аудиторские проверки:
• обязательные ежегодные;
• инициативные (комплексные, тематические);
• по поручению прокуратуры, органов дознания, следствия,
суда, арбитражного суда.
Обязательной проверке подвергаются субъекты товарного рынка, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
1) наличие в уставном капитале доли, принадлежащей иностранным инвесторам;
2)субъекты, созданные в форме открытого акционерного общества;
3) предприятия (организации), за исключением полностью
находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеющие следующие финансовые показатели коммерческо-хозяйственной деятельности:
• сумма активов их баланса на конец отчетного года превышает в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ
минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
• годовой объем выручки от реализации товарной продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта превышает в
500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.
Уклонение субъектов товарного рынка от проведения обязательной аудиторской проверки на основании решения суда или арбитражного суда (по искам, предъявляемым прокурором, органами государственной налоговой инспекции и органами налоговой полиции) влечет за собой следующие взыскания:
• штраф с предприятий (организаций) в сумме от 100- до
500-кратного размера МРОТ, установленного законодательством РФ;
• штраф с руководителей предприятий (организаций) в сумме от 50- до 100-кратного размера МРОТ, установленного
законодательством РФ.
В России деятельность аудиторских фирм на данном этапе развития экономики целесообразно направлять на:
• ведение бухгалтерского учета предприятий (организаций) -
для предприятий (организаций), не располагающих квалифицированной бухгалтерской службой и необходимой оргтехникой; разработку учетной политики, рабочего плана
счетов бухгалтерского учета, перечня субсчетов, аналитических счетов и регистров, подбор, установку и настройку
программного обеспечения, баз данных, ведение регистров
аналитического и синтетического учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• восстановление бухгалтерского учета (выполняется за определенный период и носит разовый характер, позволяет устанавливать определенные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого учетного периода: в частности, к моменту начисления налога на добавленную стоимость, причитающегося к возмещению, на момент оплаты материальных ценностей или на момент их списания на затраты, списание налогов на добавленную стоимость единовременно, а также в течение 24 и шести месяцев);
• составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (по
результатам выполненных аудиторской фирмой работ по
ведению бухгалтерского учета либо как самостоятельный
вид услуг аудиторской фирмы, составление и представление отчетов во внебюджетные социальные, государственные фонды, общий статистический отчет);
• защиту бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в налоговой инспекции (сдача и грамотная
защита в инспекции ежеквартальной отчетности с предварительной отметкой органами статистики соответствующих
отчетных форм, а также фиксацией сдачи отчетов во вне
бюджетные государственные социальные фонды);
• улучшение организации учета (на основании изучения
проводимой клиентом учетной политики, системы учета,
способов их реализации, разработки предложений по переходу на более совершенную форму учета, внедрения передовых, нередко малоизвестных в отечественной практике методов);
• постановку бухгалтерского учета (услуга разового характера
для вновь создаваемых предприятий (организаций), предусматривающая комплекс мероприятий по формированию
структуры бухгалтерской службы, выбору формы бухгалтерского учета, разработке графика документооборота, подбору комплекса оргтехники);
• проведение финансового анализа (определение финансового состояния клиента, вида продукции (работ, услуг),
приносящей наибольший доход или убыток, разработка
путей выхода из финансового кризиса и т.д.);
• автоматизацию бухгалтерского учета (поиск на рынке программных средств, пакета прикладных программ по автоматизации учета, подходящих для клиента, их адаптация и
внедрение, самостоятельная разработка таких программ,
подбор комплекса технических средств для бухгалтерии и
обучение персонала работе на них и др.);
• подготовку бухгалтерского персонала (подбор, обучение
бухгалтеров, в том числе работе с оргтехникой, проверка
будущего коллектива бухгалтерии на психологическую совместимость (осуществляется совместно со специализированной организацией), обучение основам аудиторской деятельности и т.д.);
• консультационные услуги (рекомендации по организации
первичного учета, принятию учетных решений, разъяснения по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законодательства и т.д.);
• проведение мероприятий по повышению квалификации
бухгалтерского персонала предприятий (организаций) -
чтение курса лекций, практические занятия, семинары с
комментариями по изменениям в гражданском, налоговом
и другом законодательстве, по проблемам бухгалтерского
учета с рассмотрением типичных ошибок в учетной практике и др.;
• издание и подбор пособий (крупные специализированные
аудиторские фирмы, имеющие полиграфическую базу и соответствующий коллектив авторов, подготавливают и издают методическую, учебную, популярную литературу по
бухгалтерскому учету, анализу, аудиту, налогообложению).
Приведенного перечня достаточно, чтобы понять, что аудиторская деятельность связана с выполнением различного рода работ, требующих глубоких знаний в области экономики, финансов, права, технологии, психологии и т.д.
Каждый аудитор должен всегда проявлять себя достойным доверия, возложенного на его профессию, поэтому быть независимым в своем отношении к заданию. Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является штатным сотрудником какого-либо государственного органа управления, не подчинен контрольно-ревизионным органам, не осуществляет свою деятельность по их указаниям и под их контролем. Аудитор также не должен выполнять указаний какой-либо политической партии или общественной организации.
Долгом аудитора является соответствие высоким требованиям, предъявляемым к практике аудита и бухгалтерского учета. Он обязан тщательно выполнять свои профессиональные обязанности в целях получения весомого подтверждения своему мнению.
При выполнении профессиональных обязанностей аудитор должен учитывать законные интересы своих клиентов, а также других заинтересованных юридических и физических лиц в рамках, предусмотренных законодательством и требованиями предпринимательства.
Следует проявлять доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам (предприятиям, организациям), что предполагает отсутствие тенденциозности, вносящей элементы предубежденности и отрицательно влияющей на характер проводимых проверок, взаимоотношения с клиентами. Аудитор должен стремиться к максимальной защите интересов клиентов, отыскивать и рекомендовать пути, облегчающие их коммерческо-хозяйственную деятельность и приводящие к коммерческому успеху.
Неукоснительным правилом аудита является конфиденциальность - полное соблюдение коммерческой тайны в отношении клиентов. Аудитор не должен раскрывать третьим лицам (в том числе налоговой инспекции) информацию или факты, полученные в ходе работы, за исключением согласия на то клиента и случаях, предусмотренных законодательством. При этом третьим лицам предоставляется только итоговая часть аудиторского заключения.
Гонорары за аудиторскую работу должны выплачиваться в зависимости от объема каждого отдельного задания, а также знаний, опыта, используемых аудитором в его профессиональной деятельности. Размер гонорара определяется по договоренности сторон и фиксируется в отдельном разделе при заключении договора.
Аудитору запрещено заниматься какой-либо другой деятельностью, несовместимой с его основной профессиональной работой, кроме консультационной деятельности в рамках своей компетенции (бухгалтерский учет, налогообложение и др.), а также преподавательской деятельности в учебном заведении и деятельности, связанной с бухгалтерским учетом (по договору, контракту).
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы).
Физические лица допускаются к аудиторской деятельности только после прохождения аттестации. Причем они должны иметь экономическое образование (высшее или среднее специальное), а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве специалиста аудиторской организации (бухгалтера, экономиста и др.), научного работника или преподавателя по финансово-экономическому профилю. Лицо, получившее квалификационный аттестат, правомочно заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно. Для этого необходимо официально зарегистрироваться (получить право на ведение индивидуальной трудовой деятельности) либо работать в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение.
Аудиторские фирмы должны быть зарегистрированы как любые юридические лица. Запись о регистрации вносится в Государственный реестр аудиторских организаций.
Обязательное условие для функционирования как отдельных аудиторов, так и аудиторских фирм - получение лицензии. Предусматривается специализация лицензий: банковский аудит, аудит страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, иных экономических субъектов (общий аудит).
Российским законодательством предусмотрено, что лицензия может быть аннулирована выдавшим ее органом в случаях:
• обнаружения после выдачи лицензии факта представления
для ее получения учредителями аудиторской фирмы и
конкретным аудитором недостоверных сведений, недействительных документов;
• вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, ведущего аудиторскую деятельность, в виде лишения права заниматься деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений или занимать определенные должности;
• осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной лицензией;
• умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором)
обстоятельств, исключающих возможность проведения пол
ной аудиторской проверки экономического субъекта;
• предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения
клиента, за исключением обстоятельств, предусмотренных
российским законодательством;
• неоднократного неквалифицированного тенденциозного проведения аудита.
Аудиторские службы призваны оказывать клиентам содействие в изучении рынка, оценке его состояния и перспектив развития, эффективной организации управления финансами, в составлении различного рода технических, организационных и других проектов.
В зарубежной практике аудиторская фирма зачастую не просто подтверждает акционерам или учреждениям правильность составления баланса и ведения счета прибылей (убытков), но и обосновывает свои рекомендации по финансовому оздоровлению предприятия (организации), улучшению системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В таких случаях аудиторская фирма берет на себя заботу о предотвращении банкротства предприятия (организации).
В настоящее время в России увеличивается количество коммерческих фирм (компаний), персонал которых зачастую не искушен в тонкостях финансово-хозяйственной деятельности, порой у людей энтузиазма больше, чем знаний. Взять, например, бухгалтерский учет, постановка которого — слабое место многих новых коммерческих структур. Поэтому аудитор должен не только организовать проверку и дать заключение, но и показать, как исправить положение и восстановить учет.
Аудиторская фирма может помочь субъектам товарного рынка при решении таких вопросов, как рационализация финансового хозяйства, нахождение надежных партнеров, правильное оформление хозяйственных договоров, составление технико-экономического обоснования проекта при обращении в банк за кредитом.
В рыночной экономике аудиторская деятельность не подменяет и не заменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов товарного рынка, который осуществляется соответствующими государственными органами, например контрольно-ревизионным подразделением Минфина РФ или Федеральной налоговой службой.
Аудиторские фирмы и аудиторы могут образовывать союзы, ассоциации, другие объединения для защиты своих профессиональных интересов, координации своей деятельности.
Тесты
1. Контролирующие органы товарного рынка — это: |
а) органы инспекции налоговой системы; |
б) клиринговая палата; |
в) таможенная служба; |
г) консалтинговая фирма. |
2. Основные задачи Счетной палаты РФ: |
а) постановка бухгалтерского учета; |
б) проверка производственных мощностей, важнейших и крупней ших предприятий страны; |
в) определение эффективности и целесообразности расходов госу дарственных средств; |
г) проведение экспертизы и составление заключения по важней шим государственным проектам. |
3. Объекты интересов Счетной палаты РФ: |
а) финансово-кредитные учреждения независимо от видов и форм собственности; |
б) дистрибьюторские фирмы; |
в) все государственные организации и учреждения страны; |
г) брокерские конторы. |
4. Функция налогов: |
а) собирательная; |
б) ориентирующая; |
в) комбинированная; |
г) фискальная. |
5. Способы взимания налогов: |
а) административный; |
б) предварительный; |
в) кадастровый; |
г) расчетно-статистический. |
6. Функции налоговой инспекции: |
а) закрытие на время деятельности предприятия или отдельного его подразделения; |
б) предъявление санкций на арест по налоговым преступлениям; |
в) возбуждение в установленном порядке ходатайства о запрещении деятельности отдельных субъектов рынка; |
г) проведение плановых и оперативно-контрольных проверок субъ ектов рынка по уплате налогов. |
7. Принципы налогообложения |
а) последовательность; |
б) социальная справедливость; |
в) эксклюзивность; |
г) равнонапряженность. |
8. Ответственные лица за противопожарную безопасность обязаны: |
а) проводить противопожарные инструктажи с рабочими и служа щими торгового предприятия; |
б) проектировать и устанавливать сплинкерно-дренчерную систему; |
в) корректировать структуру товарного ассортимента торгового пред приятия с учетом пожароопасности; |
г) развешивать (устанавливать) предупреждающие плакаты, надписи по пожарной безопасности и периодически обновлять их. |
9. Функции Роспотребнадзора: |
а) вынесение решений о применении в установленном порядке штрафных санкций; |
б) закрытие торговых предприятий и торговых точек по заявлениям и жалобам покупателей; |
в) проведение плановых и частных контрольных проверок соблю дений правил торговли; |
г) предложения о снятии с работы конкретных продавцов, злостно нарушающих правила торговли. |
10. Объекты контроля Роспотребнадзора: |
а) индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность; |
б) торговые предприятия (только частно-коммерческие); |
в) торговые предприятия независимо от собственности и ведомст венной принадлежности; |
г) торговые предприятия только определенной ведомственной при надлежности. |
11. К органам инспекции торговли относятся: |
а) контрольной орган Федеральной службы по тарифам; |
б) органы контроля за продажей меховых изделий; |
в) система контроля за торговлей продукцией конкретной отрасли производства; |
г) органы контроля за торговлей драгоценными металлами и изде лиями из них. |
12. Функции санэпидемнадзора: |
а) беспрепятственное посещение и проведение обследования торго вого предприятия; |
б) снятие с работы руководителя торгового предприятия, допустив шего серьезные и опасные для здоровья людей нарушения сани тарного законодательства; |
в) установление «цепочки» прохождения экологически опасной то варной продукции; |
г) изыскание образцов товаров для проведения лабораторной ги гиенической экспертизы. |
13. Функция санэпидемнадзора — наложение на руководителя тор гового предприятия административного взыскания и передача материа лов в следственные органы: |
а) да; |
б) нет. |
14. Вид таможни: |
а) озерная; |
б) горная; |
в) речная; |
г) железнодорожная. |
15. Цели единой таможенной политики страны: |
а) защита экономических интересов страны; |
б) регулирование транспортных коммуникаций по экспортным и импортным поставкам; |
в) недопущение на территорию страны экологически опасной то варной продукции; |
г) регулирование товарооборота по таможенной территории страны. |
16. Таможенные организации — это: |
а) узлы таможенного контроля; |
б) складские терминалы; |
в) региональные таможенные управления; |
г) таможенные посты. |
17. Функции таможни: |
а) организации конкурса среди импортеров по исполнению тамо женных правил; |
б) применение штрафных санкций, конфискация грузов за наруше ние установленных таможенных правил; |
в) изыскание материалов, изделий, ввоз и вывоз которых запрещен либо ограничен; |
г) задержание руководителя организации, злостно нарушающей та моженные правила. |
18. Пожарную безопасность обеспечивает Роспотребнадзор: |
а) да; |
б) нет. |
19 Услуги аудиторской фирмы — это: |
а) выявление работников, нарушающих установленные требования фирмы; |
б) консультации по налогообложению; |
в) борьба с коррупцией внутри проверяемого объекта; |
г) восстановление бухгалтерского учета. |
20. Вид аудиторской проверки: а) инициативная; |
б) обязательная полугодовая; |
в) специальная; |
г) выборочная. |
21. Соответствие между действиями субъектов рынка и контролирующими организациями: |
Действие субъекта рынка | Роспотреб-надзор | Таможня | Аудиторская фирма | Налоговая инспекция |
а | б | в | г | |
1. Возбуждение ходатайства о запрещении отдельным фирмам заниматься предпринимательством | ||||
2. Проверка наличия свидетельства о происхождении товара, санитарного и ветеринарного свидетельства | ||||
3. Разработка путей выхода из финансового кризиса | ||||
4. Координация своей деятельности с органами местной власти в вопросах защиты прав и интересов потребителей |
22. Таможенные посты создаются:
а) на крупных промышленных предприятиях, расположенных вдоль
государственной границы;
б) в речных портах;
в) при международных ярмарках;
г) на крупных предприятиях оптовой торговли.