ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ФАКТОРЫ, НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИЕ
Эластичность предложения от ценыхарактеризуется также как и в случае со спросом (только коэффициент всегда положительный). Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения:
1) вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению (когда функция предложения «нечувствительна» к любым изменениям цены), характерна для текущего периода;
2) горизонтальная – соответствует абсолютно эластичному предложению (зависимость изменения объема от изменения цены стремится к бесконечности), характерна для долгосрочного периода;
3) пологая кривая предложения соответствует эластичному предложению (сильная зависимость объема предложения от изменения цены), характерна для долгосрочного периода;
4) крутая кривая предложения соответствует неэластичному предложению (слабая зависимость объема предложения от изменения цены), характерна для короткого периода.
На эластичность предложения оказывают влияние следующие факторы:
· цены других товаров, в том числе на ресурсы (перекрестная эластичность);
· способность товаров к длительному хранению и стоимость хранения (товар, который не может долго храниться имеет низкую эластичность);
· фактор времени (долговременные тенденции роста цен способствуют росту эластичности);
· наличие ресурсов (если нет резервов ресурсов, то предложение менее эластично);
· степень монополизированности отрасли и возможность перелива капитала из др. отраслей (когда производитель может увеличить выпуск товара приросте его цены или выпускать другой товар при ее снижении – предложение данного товара эластично).
[1] Понятие «эластичность» ввел в экономический оборот А. Маршалл, его идеи развил Дж.Хикс и П.Самуэльсон.