Безопасность движения

Безопасность движения АТС - это обеспечение условий дви­жения подвижного состава, которые исключают возможность воз­никновения на дорогах аварий и наездов на пешеходов.

Безопасность движения должна рассматриваться как одно из основных эксплуатационных качеств, так как от нее зависят жизнь и здоровье людей, сохранность транспортных средств и грузов.

Безопасность движения зависит от совершенства и надежности конструкции АТС и отдельных его узлов, состояния проезжей час­ти дороги, интенсивности движения, наличия сигналов и знаков, устанавливаемых на дорогах для регулировки движения и преду­преждения об опасности, а также от легкости управления подвиж­ным составом и условий труда водителей.

Безопасность движения - это комплексные качества, завися­щие от отдельных, взаимно не связанных свойств и конструктив­ных особенностей автомобиля, таких, как: устойчивость, тормоз­ные свойства, обзорность, информативность, пассивная безопа­сность.

Устойчивость АТС - совокупность свойств, обеспечивающих движение автомобиля без бокового скольжения, опрокидывания или отклонения от требуемого направления. В основном наруше­ние устойчивости движения АТС происходит под действием боко­вых сил, которыми могут быть: центробежная сила при движении АТС на повороте; боковая составляющая веса АТС при движении по поверхности с поперечным уклоном, сила ветра, боковые со­ставляющие от ударов колес о неровности дороги. Перечисленные силы могут вызывать боковое скольжение, или опрокидывание АТС, или же отклонение от траектории движения, задаваемой во­дителем.

Тормозные свойства АТС - возможность остановить автомо­биль на минимальном расстоянии. В основном они оцениваются (ГОСТ Р51709-2001):

тормозным путем - расстоянием, проходимым с начала до кон­ца торможения при заданной начальной скорости;

установившимся замедлением - средним значением за время установившегося торможения.

Кроме этих показателей для характеристики тормозных свойств АТС могут использоваться:

тормозная диаграмма - графическая зависимость замедления или тормозной силы от времени;

общая удельная тормозная сила - отношение суммы макси­мальных усилий, развиваемых тормозными механизмами на коле­сах АТС, к его полной массе;

коэффициент осевой неравномерности тормозных сил - отно­шение разницы максимальных усилий, развиваемых тормозными механизмами на правых и левых колесах оси, к их сумме;

удельная нагруженность тормозных накладок - отношение полной массы АТС к рабочей поверхности тормозных накладок.

Обзорность (пространство, хорошо видимое с места водите­ля) - свойство АТС, обеспечивающее геометрическую видимость дорожно-транспортной ситуации водителем, находящимся на рабо­чем месте. Обзорность зависит от размеров окон, ширины и распо­ложения стоек кузова, места размещения водителя относительно окон, размеров стеклоочистителей, конструкции стеклоомывателей, системам обогрева и обдува стекол, расположения и размеров зеркал заднего вида. Определяется (ГОСТ 22893-77): через зону переднего окна автомобиля - эталонный контур, представляющий минимальную зону обзора из установленной точ­ки места глаз водителей на внутреннюю поверхность цилиндра; через зону переднего окна, очищаемую стеклоочистителями - долей площади эталонного контура, обозреваемой через зону очи­стки переднего окна стеклоочистителями; зоной 100%-й очистки переднего окна стеклоочистителями; угловыми размерами непросматриваемых зон, создаваемых стойками переднего окна в поле бинокулярного зрения водителя; зонами, свободными от бинокулярного ограничения обзорно­сти - углами зоны, лежащей в пределах 180° переднего поля зрения вверх и вниз от горизонтали.

Информативность - свойство АТС обеспечивать участников движения необходимой информацией в процессе движения от уп­равляемого транспортного средства (внутренняя информация) и од­новременно от транспортных средств, находящихся в его геомет­рическом поле зрения (внешняя информация).

Информация передается с помощью звуковой и световой сиг­нализации:

звуковая сигнализация - звуковые устройства, обеспечиваю­щие водителя необходимой звуковой информацией о состоянии аг­регатов и механизмов транспортного средства, ситуациях на от­дельных участках дороги и позволяющие предупреждать участни­ков движения о возникновении конфликтной ситуации;

световая сигнализация - приборы, предназначенные для пере­дачи информации о положении транспортного средства в про­странстве (на дороге) по отношению к другим участникам движе­ния, о маневрах и состоянии транспортных средств.

Пассивная безопасность - это свойство АТС, сохраняющее жизнь, уменьшающее вероятность травмирования участников до­рожного движения в случаях дорожно-транспортных происшест­вий (ДТП) и обеспечивающее снижение тяжести их последствий.

Пассивная безопасность достигается созданием безопасной конструкции автомобиля, исключающей или снижающей травма­тизм водителей, пассажиров и пешеходов, а также обеспечивающей возможность быстрой эвакуации людей при ДТП. Наружные по­верхности АТС, должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить возможность нанесения людям телесных повре­ждений наружными островыступающими поверхностями автомо­биля или отдельными деталями (фарами, зеркалами, ручками две­рей и пр.). Внутри кабины или салона АТС не должно быть трав­моопасных деталей. Наиболее эффективным, простым и недорогим мероприятием по повышению пассивной безопасности АТС явля­ется использование ремней безопасности. Они позволяют во мно­гих случаях сохранить жизнь водителя и пассажиров при возник­новении ДТП и примерно на 70 % уменьшают количество травм. К другим, не менее важным мероприятиям по повышению пассив­ной безопасности АТС, относятся: создание сидений специальной конструкции (с усиленным креплением, амортизаторами и др.), но­вых конструкций ветровых стекол (не дающих острых осколков при разбивании), усиление основания автомобиля, дверей и эла­стичная обивка салона. Конструкция АТС должна предусматривать блокировку дверных замков, устройства аварийной эвакуации, ог- нетушения, автоматического впрыска в топливный бак веществ, снижающих возгораемость, крепление электропроводки и противо­стояние ее коррозии, определенные материалы отделки салона, противостоящие выделению вредных газов.

Топливная экономичность

Топливная экономичность - совокупность свойств, опреде­ляющих расходы топлива АТС при выполнении им перевозок в раз­личных условиях эксплуатации.

Основным измерителем топливной экономичности АТС слу­жит: путевой (или контрольный) расход топлива т. е. расход топлива в литрах на 100 км пробега. Эффективность использования топлива при выполнении перевозок оценивается удельным расхо­дом топлива - фактическим расходом топлива, отнесенным к еди­нице перевезенного груза (л/т) или к единице транспортной работы (обычно к 100 т км - л/100 т-км).

В связи с тем, что топливная экономичность АТС во многом определяется топливной экономичностью установленных на них двигателей, для ее оценки используют и такие показатели как: ча­совой расход топлива (масса топлива, расходуемая за один час, кг/ч) и удельный эффективный расход топлива (масса топлива, расходуемая за один час на единицу мощности двигателя, г/кВт-ч).

В соответствии ГОСТ 20306-85 оценочными показателями топливной экономичности АТС являются: контрольный расход то­плива; топливная характеристика установившегося движения; топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой до­роге; расход топлива в магистральном цикле на дороге и в город­ском цикле на дороге и стенде.

Контрольный расход топлива определяется экспериментально при проезде автомобилем на высшей передаче прямого горизон­тального измерительного участка дороги с твердым гладким по­крытием длиной не менее 1 км с полной номинальной нагрузкой и заданной скоростью.

Топливную характеристику установившегося движения уста­навливают по графику, на котором по оси абсцисс откладываются постоянные скорости движения при заданной, обычно высшей, пе­редаче, а по оси ординат - удельные расходы топлива на 100 км пробега.

Топливно-скоростная характеристика на магистрально-хол­мистой дороге определяется зависимостью расхода топлива и сред­ней скорости от допускаемой при движении (верхнего предела ско­рости) автомобиля по магистрально-холмистой дороге с заданными параметрами в установленном режиме.

Расход топлива в магистральном или городском ездовом цикле на дороге определяется на прямой горизонтальной дороге при рег­ламентированных режимах движения, имитирующих магистраль­ные или городские эксплуатационные режимы. Расход топлива в городском цикле на стенде получают при имитации городского движения на стенде по так называемому "европейскому циклу".

Топливную экономичность различных марок и моделей АТС целесообразно сравнивать по удельному расходу топлива, т. е. ми­нимальному расходу, по экономической характеристике, отнесен­ному к полной массе или номинальной грузоподъемности. Исполь­зование АТС большой грузоподъемности и особенно автопоездов при перевозках массовых грузов позволяет примерно на 15-20 % снизить их удельный расход топлива.