Вопрос 3. Управление организационными изменениями
1.Под изменениями в организациях понимают решения руководства изменить одну или более внутренних составляющих организации, относящихся к целям, задачам, структуре, технологии, человеческому фактору, вызванные переменами во внешней или внутренней среде.
2. Даже прекрасно спроектированная организационная структура с течением времени начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде. Возникает потребность в модификации организационной структуры. Внешняя среда динамична и изменяется постоянно, внутренняя среда, будучи формализованной, не может меняться динамично, поэтому в ней приходится проводить изменения периодически, в дискретном режиме.
Сразу после успешно проведенного изменения организационная структура полностью адекватна внешней и внутренней среде. Однако на ее изменение были неизбежно затрачены средства. Изменения организационной структуры нельзя считать целесообразными до тех пор, пока не окупятся издержки на ее проведение. А издержки на проведение окупаются постольку, поскольку неизмененная структура, будучи неадекватной внутренней и внешней среде, приносит убытков виде упущенной выгоды.
Целесообразно разделять изменения на индивидуальном уровне, на уровне группы (например, отдела или цеха), на уровне организации в целом, на более высоком уровне (отрасли, региона или всего государства). При возрастании уровня изменения увеличиваются сроки и сложность его осуществления.
Структурные изменения в первую очередь затрагивают систему распределения полномочий и ответственности, управленческой иерархии, баланс между централизацией и децентрализацией.
Изменения в технологии относятся к внедрению новых научных идей, оборудования (инновациям), изменениям нормативов, характера работы.
Изменения в персонале подразумевают пересмотр позиций мотивации сотрудников, техническую и психологическую подготовку, повышение квалификации, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой, повышению качества трудовой жизни.
Сегодняшним лидерам и менеджерам приходится иметь дело с непрерывными, быстрыми изменениями. Менеджеры, столкнувшись с необходимостью принять важное решение, уже больше не могут ссылаться на разработанный ранее план. Технологии управления должны постоянно ощущать изменения как в окружающем мире, так и в организации, определять эти изменения и управлять ими. Управление переменами предполагает не контроль над ними, а больше их понимание, подстраивание под них и проведение изменений тогда, когда это возможно. Менеджеры не могут знать всего или определять ресурсы для каждой ситуации. Менеджеры должны больше прислушиваться и рассчитывать на своих сотрудников. В результате обычными становятся такие новые формы организации, как рабочие группы (worker—centered teams), самоорганизующиеся и самопроектирующиеся коллективы и т. д.