Вопрос 3. Управление организационными изменениями

 

1.Под изменениями в организациях понимают решения руководства изменить одну или более внутренних составляющих организации, относящихся к целям, задачам, структуре, технологии, человече­скому фактору, вызванные переменами во внешней или внутренней среде.

2. Даже прекрасно спроектированная организационная структура с течением времени начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде. Возникает потребность в модификации организационной структуры. Внешняя среда динамична и изменяется постоянно, внутренняя среда, будучи формализованной, не может меняться динамично, поэтому в ней приходится проводить изменения периодически, в дискретном режиме.

Сразу после успешно проведенного изменения организационная структура полностью адекватна внешней и внутренней среде. Однако на ее изменение были неизбежно затрачены средства. Изменения организационной структуры нельзя считать целесооб­разными до тех пор, пока не окупятся издержки на ее проведение. А издержки на проведение окупаются постольку, поскольку неиз­мененная структура, будучи неадекватной внутренней и внешней среде, приносит убытков виде упущенной выгоды.

Целесообразно разделять изменения на индивидуальном уровне, на уровне группы (например, отдела или цеха), на уровне органи­зации в целом, на более высоком уровне (отрасли, региона или всего государства). При возрастании уровня изменения увеличиваются сроки и сложность его осуществления.

Структурные изменения в первую очередь затрагивают систему распределения полномочий и ответственности, управленческой иерархии, баланс между централизацией и децентрализацией.

Изменения в технологии относятся к внедрению новых научных идей, оборудования (инновациям), изменениям нормативов, харак­тера работы.

Изменения в персонале подразумевают пересмотр позиций моти­вации сотрудников, техническую и психологическую подготовку, повышение квалификации, внедрение программ по повышению удовлетворенности работой, повышению качества трудовой жизни.

Сегодняшним лидерам и менеджерам приходится иметь дело с непрерывными, быстрыми изменениями. Менеджеры, столкнув­шись с необходимостью принять важное решение, уже больше не могут ссылаться на разработанный ранее план. Технологии управления должны постоянно ощущать изменения как в окру­жающем мире, так и в организации, определять эти изменения и управлять ими. Управление переменами предполагает не кон­троль над ними, а больше их понимание, подстраивание под них и проведение изменений тогда, когда это возможно. Менеджеры не могут знать всего или определять ресурсы для каждой ситуации. Менеджеры должны больше прислушиваться и рассчитывать на своих сотрудников. В результате обычными становятся такие новые формы организации, как рабочие группы (worker—centered teams), самоорганизующиеся и самопроектирующиеся коллективы и т. д.