Двигатели с вдувом газа, впрыском жидкости в закритическую часть сопла, в сверхзвуковую часть сопла, или с щитками (интерцепторами), выдвигающимися в струю истекающих газов
Управление путем вдува газа или впрыска жидкости в закритическую часть сопла, а также путем выдвижения специальных щитков в струю истекающих газов применяется в основном в РДТТ. Например, на второй ступени МБР «Минитмен-З» управление осуществляется путем впрыска жидкости в закритическую часть сопла.
Управление тягой ракетного двигателя, возможно, обеспечить за счёт инжекции газа в сверхзвуковую часть сопла (рис. 7.7)
Рис.7.7. Инжекция газа в сверхзвуковую часть сопла:1- сопло, 2- устройство для подачи газа, 3- отверстие для инжекции, 4- слой инжектируемого газа
Интерцепторы представляют собой различной конфигурации пластины, которые могут вдвигаться в газовый поток реактивного сопла. Если интерцептор расположен за срезом сопла, то его называют внешним. Вследствие взаимодействия газового потока с интерцептором происходит отклонение вектора тяги двигателя и возникает управляющий момент относительно центра масс ЛА. На рис.7.8 представлена одна из возможных схем внешнего интерцептора.
Рис.7.8. Схема расположения внешних интерцепторов
Угол поворота d интерцептора должен быть ±90°, а скорость вращения - большой. При полностью вдвинутых в поток интерцепторах происходит потеря тяги реактивного двигателя. Четыре интерцептора на одном сопле обеспечивают управление ЛА по курсу, крену. От приводов, управляющих интерцепторами, требуются малая мощность и большое быстродействие. Возможно применение внутренних интерцепторов (рис.7.9), которые вдвигаются в газовый поток сопла.
Недостатком внутренних и внешних интерцепторов является то, что при их постановке усложняется конструкция газовых сопл, появляются местные концентрации усилий нагрева, несимметричность нагружения сопла. Мощность привода, управляющего интерцепторами, мала.
Основными критериями оценки газодинамических органов управления являются сложность конструкции, габаритные размеры и масса органов, их надежность и стоимость; величина и характер моментов, действующих на управляющий ими привод.
Рис. 7.9. Схема расположения внутренних интерцепторов