Управление силами и моментами

 

Очевидно, что для изменения величины и направления вектора скорости полета по требуемому закону надо иметь возможность изменять величину и направление равнодействующей всех сил, приложенных к БЛА: силы тяги двигателей - Р, аэродинамических сил - R и силы земного притяжения - G.

Поскольку влиять на модуль и направление силы земного притяжения не представляется возможным, то практически управлять полетом возможно лишь с помощью двух первых сил.

Рассмотрим векторную диаграмму этих сил (в плоскости чертежа), приложенных к центру давления статически устойчивого БЛА. Разложим равнодействующую этих двух сил на две составляющие, одна из которых направлена по касательной к траектории Nx,а вторая - по нормали к траектории Ny.

Касательная сила Nx служит для разгона БЛА, для поддержания заданной скорости полета или изменения ее по требуемому закону.

Нормальная составляющая Ny служит для изменения направления полета, а также для сохранения заданного направления.

Поскольку силы Nxи Ny используются для управления движением центра масс БЛА, то они получили название управляющих сил. Итак, управляющие силы – это проекции равнодействующей аэродинамической и реактивной сил на касательную и нормаль траектории.