Инструменты генерации запросов и отчетов

За последние 10 лет автоматизированные информационно-аналитические системы получили большое развитие. Они прошли путь от информационных систем руководителя (executive information systems, EIS) и систем поддержки принятия решений (decision support systems, DSS) до современных систем бизнес-интеллекта (business intelligence).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Современные сферы применения компьютеров можно разделить на три уровня: Computation – выполнение вычислений; Communication – это, прежде всего, Сеть и все, что с ней связано; Cognition — еще только зарождающийся уровень, ориентированный на поддержку мыслительной, интеллектуальной деятельности.

Executive Information System (EIS) — информационная система, предназначенная для поиска и анализа информации, а также для облегчения принятия решений руководителями компаний различного уровня. Обеспечивает наиболее легкий доступ к внутренней и внешней информации, необходимой для выполнения стратегических задач организации. Особое внимание в EIS уделяется оформлению удобного интерфейса. Он прост и понятен в использовании. Большое значение придается функции составления отчетов и возможности наиболее полного анализа данных. В целом, EIS представляет собой наиболее простую систему поддержки принятия решений, адаптированную для руководителей. EIS помогает им выявлять, сравнивать и анализировать важнейшие изменения на рынке, а также наиболее эффективно разрешать возникающие бизнес проблемы. Executive Information System ориентирована на менеджеров и директоров предприятий, которые обладают ограниченным свободным временем и имеют незначительный опыт работы на компьютере.

Система поддержки принятия решений или СППР (Decision Support Systems, DSS) — это компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Интерактивные системы позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес-модели для решения определенных задач. С помощью СППР можно проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.

В отличие от EIS приложения DSS могут отвечать на более широкий спектр вопросов бизнеса, имеют несколько вариантов представления отчетов и определенные возможности форматирования. Однако гибкость таких пакетов все же ограничена из-за ориентации на конкретный набор задач.

Обычно DSS система имеет три основных составляющих: базу данных, базу моделей и модуль диалога. База данных содержит данные, предназначенные для принятия решения. База моделей содержит некоторое количество моделей, которые могут использоваться для анализа ситуации принятия решения. Модуль диалога обеспечивает взаимодействие в процессе принятия решения. DSS позволяет менеджеру проверять или предлагать различные решения, а также изучать результаты принятия решений с использованием различных моделей.

По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:

  • пассивные – помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;
  • активные – непосредственно участвуют в разработке правильного решения;
  • кооперативные – предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение.

Современное поколение приложений DSS строится на основе business intelligence (BI) и позволяет пользователю-непрограммисту легко и оперативно извлекать и анализировать информацию из различных источников.

Термин «business intelligence» появился сравнительно давно. Впервые идея BI и само название были предложены аналитиками Gartner в конце 1980-х годов, в качестве зонтичного термина для различных технологий, предназначенных для поддержки принятия решений. В России до недавнего времени данный термин употреблялся мало.

Полноценно перевести словосочетание Business Intelligence (BI) невозможно. На неопределенность данного термина повлияла многозначность английского слова «intelligence»:

  • способность узнавать и понимать; готовность к пониманию;
  • знания, переданные или приобретенные путем обучения, исследования или опыта;
  • действие или состояние в процессе познания;
  • разведка, разведывательные данные.

В русском же языке слово «интеллект» однозначно понимается, как мыслительная способность человека. Поэтому в литературе чаще всего используется либо англоязыная версия, либо дословная калька с английского – «бизнес-интеллект».

Классическое определение BI-систем (систем бизнес-анализа) - это процесс, технологии, методы и средства извлечения, представления и анализа информации, выработки интуиции и понимания для улучшенного и неформального принятия решений бизнес-пользователями, а также инструменты для извлечения из данных значимой для бизнеса информации.

Другое определение BI - это совокупность технологий, программного обеспечения и практик, направленных на достижение целей бизнеса путём наилучшего использования имеющихся данных.

Итак, бизнес-интеллект (business intelligence) в широком смысле слова определяет:

  • процесс превращения данных в информацию и знания о бизнесе для поддержки принятия улучшенных и неформальных решений;
  • информационные технологии (методы и средства) сбора данных, консолидации информации и обеспечения доступа бизнес-пользователей к знаниям;
  • знания о бизнесе, добытые в результате углубленного анализа детальных данных и консолидированной информации.

Данные понимаются как реальность, которую компьютер записывает, хранит и обрабатывает — это «сырые данные». Информация — это то, что человек в состоянии понять о реальности, а знания — это то, что в бизнесе используется для принятия решений.

В более узком смысле термином BI обычно обозначают средства, дающие конечному пользователю возможности доступа и последующего анализа прикладных структурированных данных, с целью прогнозирования и принятия решений.

По мнениям экспертов IDC эволюцию BI -систем можно условно разделить на 3 волны:

  • Системы первой волны, закончившейся в 1990 году, имели своей целью сбор информации и подготовку регламентированной отчетности.
  • Системы второй волны, которая продлилась ориентировочно с 1990 по 2005 год, предоставили своим пользователям инструменты быстрого многомерного анализа на базе технологии OLAP ( On - line Analytical Processing ), а также возможность самостоятельного создания нерегламентированной отчетности.
  • Системы третей волны, начавшейся в 2005 году, имеют своей задачей расширить целевую аудиторию пользователей BI -систем и сделать акцент на развитие прикладных способов применения, включая предсказательную аналитику и поиск скрытой информации (Data Mining). Причем предлагаются как вертикальные решения, предназначенные для определенных сегментов рынка, так и горизонтальные, ориентированные на конкретные унифицированные бизнес-задачи.

Классификация продуктов business intelligence

Сегодня категории BI-продуктов включают: BI-инструменты и BI-приложения.

BI-инструменты, в свою очередь, делятся на:

· генераторы запросов и отчетов;

· инструменты оперативной аналитической обработки (online analytical processing, OLAP);

· корпоративные BI-наборы (enterprise BI suites, EBIS);

  • BI-платформы.

Большинство BI-инструментов применяются конечными пользователями для доступа, анализа и генерации отчетов по данным, которые чаще всего располагаются в хранилище, витринах данных или оперативных складах данных.

Генераторы запросов и отчетов — типично «настольные» инструменты, предоставляющие пользователям доступ к базам данных, выполняющие некоторый анализ и формирующие отчеты. Запросы могут быть как незапланированными, так и иметь регламентный характер.

Развитые инструменты этой категории позволяют формировать так называемую корпоративную отчетность. В ее арсенал входят сервер отчетов, средства рассылки, публикации отчетов на Web, механизм извещения о событиях или отклонениях.

Характерные представители – Crystal Reports, Cognos Impromptu и Actuate e.Reporting Suite.