Г.В.Ф. Гегель о человеке, обществе и истории.

 

Гегель подчеркивал, что Абсолютная идея (Дух) управляет человеческими страстями, хитроумно самореализуясь в противоречивых формах мысли и поведения – в войнах, революциях, эпидемиях и других страданиях и испытаниях. Гегель указывал на противоречивость мышления и деятельности человека, противоречивость истории и общества. Он считал, что Мировой Дух воплощает себя как в деятельности великих исторических личностей, так и в народных движениях, восстаниях. В предыдущем вопросе мы уже освещали проблему противоречивого мышления человека, его зависимость от мирового разума и три формы Духа, в которых выражены формы общественного сознания. В истории человечества Гегель тоже усматривал «триаду» – история древних народов представлена в неполитической форме, её отрицанием является эпоха становления государств и политическая борьба, третьей стадией – «снятием» Гегель называет новую неполитическую эпоху жизни народов, наступление которой ожидал в будущем. Историю мировой культуры Гегель представлял в виде трех стадий:

- восточное общество с его искусством и религиозными учениями;

- античное общество, классическая философия и искусство;

- германское общество, христианство и немецкая идеалистическая философия как высшая стадия развития культуры.

«Диалектика Абсолюта» – это философская модель Гегеля. Особенностью этой модели является наделение внутрисистемного противоречия (между «вечным» Абсолютом и диалектическим принципом «вечного» изменения) конструктивным созидательным ресурсом. Созревшее противоречие ведет к «снятию» противоположностей и началу нового витка развития, направленного движения человечества к подлинной свободе, истине, освобождению от всех форм иллюзорного, рабского сознания и достижения уровня Мирового разума.