ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗ ДАННЫХ В ИТУ

Информатизация экономической деятельности - это процесс удовлетворения информационных потребностей экономики в информационных ресурсах.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС, КАК ОСНОВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «информация» произошло от латинского слова «informatio», что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация – это совокупность каких-либо сведений. При изучении информации учитываются закономерности ее создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности. В экономике принятие оптимальных управленческих решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине ХХ века. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее. Подчас выгоднее стало создать новый материал или интеллектуальный продукт, чем вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации приводит к информационному кризису, который имеет следующие проявления:

· появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и обработке информации и существующими большими потоками данных;

· возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезных для потребителя данных;

· возникают определенные экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств и т.д.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен огромный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение вычислительной техники, современных средств обработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, который получил название информатизацией общества.Информатизация затронуло все сферы человеческой деятельности, включая и экономику.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

База данных – это сложный массив, который описывает объект с различных сторон.

Базы данных появились в середине 60-х гг. ХХ в. в результате широкого внедрения в информационную деятельность средств вычислительной техники. Сначала они использовались как промежуточный продукт при подготовке печатных изданий, однако, будучи предоставленными потребителям на машинном носителе (сначала на магнитной ленте, затем на дискетах, а впоследствии и на оптических дисках), БД приобрели самостоятельное значение информационных продуктов

К основным свойствам баз данных можно отнести:

· отсутствие дублирование данных, обеспечивающее однократный ввод данных и простоту их корректировки;

· непротиворечивость данных;

· возможность различных выборок данных и их использование различными задачами и приложениями пользователя;

· защиту и восстановление данных при аварийных ситуациях, аппаратных и программных сбоях, ошибках пользователя;

· защиту данных от несанкционированного доступа и т.д.

В настоящее время существует большое количество самых разнообразных видов баз данных, классифицируемых по различным признакам. К основным классификационным признакам относятся:

1. Способ хранения данных.Выделяют два основных вида баз данных – распределенные и централизованные (см. вопр. 21).

2. По режимам доступаБД подразделяются на следующие виды:

Базы данных с доступом в режиме online хранятся в центральном банке данных. Доступ к ним осуществляется посредством телекоммуникационного оборудования и каналов связи. К таким базам данных можно отнести АБД предприятия, имеющего ЛВС, а также базы данных, расположенные в Internet. Обращаться к ним можно в режиме реального времени, извлекать из них сведения и сохранять их на компьютере или вспомогательном запоминающем устройстве.

Базы данных с доступом в режиме offline представляют информацию, хранящуюся на внешних носителях информации или устройствах внешней памяти и доступную для потребителей без использования внешней телекоммуникационной сети.

5. По обслуживанию базами данных решаемых задачвыделяют два основных вида БД – локальные и интегрированные.

Локальныминазывается база данных для обслуживания одной задачи. Например, база данных по клиентам организации, которая служит только для сбора и хранения информации и используется для установления контактов с потребителями (тип «записной книжки»).

Локальная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы (ПК). Если эта вычислительная машина является компонентом сети, возможна организация распределенного доступа (доступа с различных ПК сети) к хранящейся в ней информации.

Локальные БД данных просты и надежны в работе и используются:

· на небольшом предприятии;

· при работе с небольшим объемом данных:

· при решении несложных задач;

· при работе одного или нескольких пользователей.

Интегрированные БД имеют, как правило, распределенную структуру и применяются в ИТУ для выполнения информационной поддержки различных приложений по решению функциональных задач предприятия.

Интегрированная база данных (ИБД) – совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных, которые используются для множества приложений.