Зубчатые и червячные, планетарные передачи, передача винт-гайка.

Зубчатой передачей называется механизм, передающий движение от одного звена к другому бдагодаря зацеплению зубьев и предназначенный для передачи врещения с изменением угловых скоростей и моментов или для преобразования одного вида движения в другой.

Зубчатые передачи между ІІ валами осуществляются цилиндрическими зубчатыми колесами: прямозубыми, косозубыми, шевронными; передача движения с перекрещивающими осями осу-ществляется коническими зубчатыми колесами: прямозубыми и с криволинейными зубьями; есть еще гипоидные и реечные передачи; есть передачи с внутренним зацеплением.

 

Преимущества:

постоянство передаточного числа;

более высокий КПД;

большая долговечность и надежность работы;

малые габаритные размеры.

Недостаток:

необходимость высокой точности изготовления;

шум при значительных скоростях работы;

невозможность осуществлять бесступенчатого изменения передаточного числа.

Элементы зубчатого колеса.

Меньшее колесо называется шестерней, большее – колесом.

 

 

Элементы:

начальная окружность;

окружность вершин;

окружность впадин;

головка зуба;

ножка зуба;

окружной шаг;

межцентровое расстояние.

Причины разрушения зубьев колес:

поломка зубьев;

выкрашивание поверхностного слоя;

заедание зубьев;

абразивный износ.

К основным видам расчета зубьев на прочность относятся расчеты на изгиб, контактную прочность и заедание.

Червячная передрча применяется для передачи вращения от одного вала к другому, когда оси валов перекрещиваются – возможность получения больших передаточных чисел, плавность и бесшумность работы.

 

 

Планетарными называются передачи, оси зубчатых колес (сателлитов) которых перемещаются.

Применяется в планетарных редукторах поршневого, турбинного авиационного двигаталя само-лета и вертолета.

 

 

Передача винт – гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступа-тельное. В авиастроении передача винт – гайка используется в механизмах управления самоле-том: для перемещения взлетно-посадочных закрылков, для управления триммерами, поворотны ми стабилизаторами.

 

 

Лекція № 8.

 

Тема лекції № 3.3. «Вісі та вали, підшипники, муфти, що використовуються на літаках»

 

План лекції.

 

1. Вісі та вали.

2. Підшипники.

3. Муфти.

Література.

1.К.И. Чернов, «Основи технической механики», М.: «Машиностроение», 1986, стр.223-234.