Зубчатые и червячные, планетарные передачи, передача винт-гайка.
Зубчатой передачей называется механизм, передающий движение от одного звена к другому бдагодаря зацеплению зубьев и предназначенный для передачи врещения с изменением угловых скоростей и моментов или для преобразования одного вида движения в другой.
Зубчатые передачи между ІІ валами осуществляются цилиндрическими зубчатыми колесами: прямозубыми, косозубыми, шевронными; передача движения с перекрещивающими осями осу-ществляется коническими зубчатыми колесами: прямозубыми и с криволинейными зубьями; есть еще гипоидные и реечные передачи; есть передачи с внутренним зацеплением.
Преимущества:
постоянство передаточного числа;
более высокий КПД;
большая долговечность и надежность работы;
малые габаритные размеры.
Недостаток:
необходимость высокой точности изготовления;
шум при значительных скоростях работы;
невозможность осуществлять бесступенчатого изменения передаточного числа.
Элементы зубчатого колеса.
Меньшее колесо называется шестерней, большее – колесом.
Элементы:
начальная окружность;
окружность вершин;
окружность впадин;
головка зуба;
ножка зуба;
окружной шаг;
межцентровое расстояние.
Причины разрушения зубьев колес:
поломка зубьев;
выкрашивание поверхностного слоя;
заедание зубьев;
абразивный износ.
К основным видам расчета зубьев на прочность относятся расчеты на изгиб, контактную прочность и заедание.
Червячная передрча применяется для передачи вращения от одного вала к другому, когда оси валов перекрещиваются – возможность получения больших передаточных чисел, плавность и бесшумность работы.
Планетарными называются передачи, оси зубчатых колес (сателлитов) которых перемещаются.
Применяется в планетарных редукторах поршневого, турбинного авиационного двигаталя само-лета и вертолета.
Передача винт – гайка предназначена для преобразования вращательного движения в поступа-тельное. В авиастроении передача винт – гайка используется в механизмах управления самоле-том: для перемещения взлетно-посадочных закрылков, для управления триммерами, поворотны ми стабилизаторами.
Лекція № 8.
Тема лекції № 3.3. «Вісі та вали, підшипники, муфти, що використовуються на літаках»
План лекції.
1. Вісі та вали.
2. Підшипники.
3. Муфти.
Література.
1.К.И. Чернов, «Основи технической механики», М.: «Машиностроение», 1986, стр.223-234.