Прочность материалов при нагружениях, натурное испытание самолетов.
Стойкость сжатых стержней.
Упругое равновесие тела называется устойчивым, если тело при малом отклонении от по-ложения равновесия стремится занять исходное положение.
Если тело в первоначальное состояние не возвращается, а стремится к дальнейшей дефор-мации в направлении заданного отклонения, то упругое равновесие называется неустой-чивым.
Критическая сила для стержня определяется по формуле Эйлера
Ркр = ЕЈmin /
где Е – модульупругости материала стержня,
Jmin – минимальный момент инерции поперечного сечения стержня,
L – длина старжня.
Детали современных машин, в том числе и детали авиационных конструкций, испыты- вают чаще всего напряжения, циклически меняющиеся во времени.
Совокупность всех значений напряжений в течение одного периода называется циклом на-пряжений.
Максимальное по абсолютному значению напряжение цикла, при котором не происходит усталостное разрешение до заданного числа циклов ,называется пределом выносливости.
Предел выносливости материала зависит не только от характеристик цикла и вида нагру-жения детали ( растяжение, изгиб, кручение ). На сопротивление усталости материала вли-яют многие факторы, в том числе:
форма детали;
качество поверхности;
температура;
габаритные размеры детали.
Испытание самолетов. Самолет представляет собой очень сложную конструкцию, ко торая с одной стороны, должна обладать минимальной массой, а, с другой стороны, - необ ходимой прочностью и жесткостью. Надежно определить прочность самолета только с по-мощью расчета нельзя, поэтому необходимо проводить обширные прочностные испыта-ния авиационных конструкций.
В процессе создания самолета проводят испытания образцов и элементов конструкции (уз лы, панели, соединения), испытание моделей и опытных отсеков. Затем следуют контроль ные испытания отдельных частей самолета ( крыло, хвостовое оперение, отсеки фюзеля-жа, шасси) для проверки способности конструкции выдерживать без разрушения и недо-пустимых деформаций расчетные аэродинамические и инерционные нагрузки.
Окончательно оценивают прочность самолета после проведения испытания натурной кон-струкции планера при нагружениях, соответствующих реальным условиям взлета, гори-зонтального полета и посадки.
Испытание крыла. Аэродинамические силы, нагружающие самолет, являются поверхнос-тными, приложенными к обшивкам крыла, фюзеляжа, хвостового опнрения. При натур-ных испытаниях самолета имитируют аэродинамические силы. Испытания проводят по специальной программе, имитирующей реальные условия нагружения самолета. Испыта-ния завершаются обычно нагружением объекта до разрушения.
Испытание герметичности кабины. Прочность и непроницаемость герметических кабин испытывают, периодически создавая в них определенное избыточное давление воздуха, т.е. моделируя условия набора высоты и снижения. Число циклов нагружения соответству ет числу взлетов и посадок самолета за время эксплуатации.
Копровые испытания шасси. Испытания амортизационных стоек шасси проводят на спе-циальных копрах. При испытаниях замеряются деформации и напряжения в определен-ных точках стойки и давление в ее амортизаторе.
Лекція № 6.
Тема № 3.1 «Детали механизмов и машин»
План лекції
1. Основні поняття.
2. З’єднання: закльопочні, зварювальні, клейові, різьбові.
Література.
1. К. И. Чернов, «Основы технической механики», М.: «Машиностроение», 1986, стр.169-189.