Центровка самолета.
Система сил действующих на самолет.
Сходящимися называются силы, линия действия которых пересекаются в одной точке. Сложение сходящихся сил производится по правилу сложения векторов.
Твердое тело находится в равновесии под действием системы сходящихся сил, если рав-нодействующая системы равна нулю. ∑ Р = 0.
При равновесии системы сходящихся сил их геометрическая сумма равна нулю.
Сходящиеся силы, приложенные к самолету:
Ra =xa + Ya + G + P где
Ra – равнодействующая сходящихся сил;
G – сила тяжести (вес самолета),
Р – тяга винта или газотурбинного двигателя,
Х – сила лобового сопротивления самолета,
Y – аэродинамическая подъемная сила.
Условие сохранения постоянной скорости
∑ Рxi = 0, Р – Х = 0;
Условие сохранения постоянной высоты
∑ Руі = 0, Yкр – G – Yг.о. = 0;
Условие сохранения горизонтального положения
∑ mo (Рі) = 0, Ра – Yг.о.lг.о. = 0.
Где Yкр – подъемная сила крыла,
Yг.о. – подъемная сила горизонтального оперения,
Lг.о. – длина плеча горизонтального оперения
а - растояние между линиями действия силы тяги двигателя Р и силы лобового сопротивления Х .
Положение ЦМ самолета имеет исключительно важное значение для его устойчивости в полете. Нередко неправильная центровка является причиной тяжелых летных проишест-вий.
Положение ЦМ самолетов принято характеризовать так называемой ЦЕНТРОВКОЙ х, равной выраженному в процентах расстоянию ЦМ от носка средней аэродинамической хорды крыла (САХ)
х = х /ba 100 %,
где х – расстояние ЦМ от носка САХ; ba – длина САХ.
Коордионаты хс, yс ЦМ самолета в процессе проектирования определяют расчетным путем:
хс = m1x1 + ….. + mnxn / m;
yc = m1y1 + ….. + mnyn / m;
где m x y - массы частей самолета и их координаты.
Зная величины хс и растояние ха до носка САХ, можна найти цетровку самолета х
Х = хс – ха / ba 100%.
Центровка самолета зависит от заправки топливом и загрузки. Она меняется даже в течение одного полета в связи с расходованием топлива.
Лекція №2.
Тема №1.2. «Кінематика, основні поняття, простий та складний рух».
План лекції.
1.Кінематика, основні поняття.
2. Простий рух .
3.Складний рух.
4.Прискорення Коріоліса.
Література
1. К.И. Чернов, «Основы технической механики», М.: «Машиностроение», 1986г., стр.48-72.