Пусковые и остановочные режимы.
В состав пусковой схемы, кроме основных элементов тепловой схемы, входят специальные устройства и трубопроводы, используемые только при пусках, остановах и сбросах нагрузки оборудования. К. числу этих элементов на неблочных котлах относятся устройства, предназначенные для сброса в атмосферу пара из котла в период до его подключения к общему паропроводу. Для прямоточного котла дополнительно предусматривается возможность слива воды в дренажный бак в период до начала перегрева пара в котле. При переходе к внедрению блочных установок существенно возрастает взаимозависимость режимов пуска и останова котла и турбины, а сами режимы усложняются. С учетом этого для всех типов энергоблоков на стадии их
Рис. 23.7. Пусковая схема блока 200 МВт с барабанным котлом. |
влаги и отвода пара из встроенная задвижка устанавливается в промежуточной части пароперегревательного тракта котла. Обычно прирост энтальпии среды в тракте за ВЗ при номинальной нагрузке составляет Применение позволяет ограничить пропускную способность ВС и перечисленных дроссельных клапанов. С помощью ВС обеспечивается нарастание паропроизводительности котла по скользящему режиму при постоянном (растопочном) |
Рис. 23.8. Пусковая схема блока 300 МВт с прямоточным котлом |
проектирования специально разрабатываются пусковые схемы. В отечественной практике пусковые схемы энергоблоков, эксплуатационные инструкции и системы автоматического управления типизированы. Основой для этого послужило принятие единой технологии пуска блока по «скользящему» режиму (с постепенным нарастанием расходов, давлений и температур свежего и вторично-перегретого пара). Такая технология создает наиболее благоприятные условия пуска турбины и способствует снижению пусковых потерь. Для ее реализации в блоке с барабанным котлом специальные устройства не требуются. Вместе с тем барабан является весьма металлоемким элементом, ограничивающим допустимую скорость роста давления в котле (соответственно и температуры насыщения) при его растопке. В наибольшей мере это ограничение распространяется на первый период растопки котла (до 0,6 МПа), когда повышение температуры насыщения с ростом давления максимально. В этот же период часто в змеевиках пароперегревателя котла содержится не выпарившаяся вода, препятствующая выходу пара из барабана, вследствие чего ускоряется рост давления в нем.
Для обеспечения достаточно быстрой растопки котла в пусковой схеме предусмотрен трубопровод сброса пара из барабана Б в атмосферу (рис. 23.7,/), используемый в период роста давления примерно до 0,6 МПа. Скользящий режим пуска блока с прямоточным котлом не может быть обеспечен без применения специальных устройств, поскольку по условиям надежности температурного режима и гидродинамики парообразующих экранов котла растопочный расход воды должен быть не меньше определенного значения (обычно 30 номинального), а давление среды в экранах должно поддерживаться на уровне, близком к рабочему. Для обеспечения скользящего режима пуска блока прямоточный котел оснащается встроенным пусковым узлом. В состав этого узла (рис. 23.8) входят встроенная задвижка ВЗ, встроенный сепаратор ВС, трубопроводы с дроссельными клапанами подвода среды к , сброса
расходе питательной воды. Количество пара, отделяемого в , определяется влажностью поступающей пароводяной смеси, которая устанавливается На требуемом уровне регулированием расхода топлива. В этот период растопки прямоточный котел можно уподобить барабанному. С помощью клапанаподдерживается давление в парообразующих экранах котла («до себя») на уровне, близком к рабочему. При этом в процессе пуска блока давление свежего пара (соответственно и в ВС) определяется паропроизводительностью котла и положением регулирующих клапанов турбины. Назначением клапана Др2 является регулирование отвода влаги, отделенной в ВС. Основным назначением клапана ДрЗ является «отсечка» пароперегревательного тракта за ВС в первый период растопки котла, когда эффективность работы ВС недостаточна (при паросодержании среды менее 8—10), и регулирование расхода пара через пароперегреватель при его подключении. Независимо от типа котла в пусковой схеме предусмотрен байпас турбины (рис. 23.7, 23.8,2) соединяющий главный паропровод ГП с конденсатором К. На этом байпасе установлено пускосбросное устройство ПСБУ, состоящее из запорно-дроссельного клапана, шумоглушителя и охладителя пара впрыскивающего типа. Байпас турбины предназначен для сброса свежего пара:
при пуске блока, в период повышения температуры пара до уровня, определяемого тепловым состоянием паровпускных частей турбины;
при останове блока, в период обеспаривания или расхолаживания котла;
при сбросе нагрузки блока, в период работы турбогенератора на холостом ходу или на нагрузке собственных нужд.
В отечественной практике одноступенчатое байпасирование турбины применено в качестве типового решения для блоков мощностью 200 МВт и выше. Поскольку пар, сбрасываемый через ПСБУ, не поступает в промежуточный перегреватель, последний расположен в области пониженных температур газов. При этом допускается работа котлов с расходом топлива до 30 номинального при беспаровом режиме их промежуточных перегревателей.
На некоторых блоках (150 МВт и др.) применена схема двухступенчатого байпасирования турбины (рис. 23.9). В этом случае через первый байпас свежий пар подается в холодный паропровод промперегрева ХПП, а через второй — сбрасывается в конденсатор из горячего паропровода промперегрева ГПП. При такой схеме промежуточный перегреватель котла может компоноваться в области повышенных температур газов, что позволяет расширить диапазон нагрузок блока с номинальной температурой вторично-перегретого пара. При этом возрастает расход дорогостоящей аустенитной ста-
Рис. 23.9. Схема двухступенчатого байпасирования турбины.
ли. Кроме того, с учетом режимов внезапных сбросов нагрузки блока требуется применение быстродействующих редукционно-охладительных установок (БРОУ-1, БРОУ-2). Усложняется управление блоком при пусках, так как расход пара через БРОУ должен регулироваться с учетом заданного соотношения расходов через цилиндры турбины. По этим причинам в отечественной практике двухбайпасная схема мало распространена.
Дополнительно к байпасу турбины в схеме блока с барабанным котлом предусмотрен трубопровод сброса пара из главных паропроводов в атмосферу (см. рис. 23.7, 3) для обеспечения отвода аккумулированного в котле пара в случае останова блока с потерей вакуума в конденсаторе.
В пусковых схемах не предусмотрена утилизация теплоты пара, сбрасываемого через байпас турбины, так как с учетом кратковременности режима это технико-экономически не оправдано. На отдельных блоках предусмотрен подвод свежего пара через РОУ в систему промперегрева для ее прогрева (см. рис. 23.7). Сброс пара после этого производится из ГПП перед цилиндром среднего давления ЦСД по линиям обеспаривания 4 в конденсатор. На блоках с прямоточными котлами предусматривается утилизация теплоты сбросной среды из ВС. Эта среда по трубопроводу (см. рис. 23.8, 1) поступает во вторую ступень сепарации — растопочный расширитель. Р20, из которого насыщенный пар подводится в деаэратор Д и отдает свою теплоту питательной воде (см. рис. 23.8, 3). При некоторых режимах (например, при пуске блока после короткого простоя) количество отделяемого в Р20 пара превышает потребность в нем деаэратора. С учетом этого предусмотрен трубопровод 5 для сброса избытка пара в конденсатор.
В пар, отводимый из Р20, переходит незначительное количество примесей, содержащихся в сбросной среде из ВС (большинство их растворено в воде). Поэтому подвод пара из Р20 в деаэратор практически не ухудшает качества питательной воды котла. Для сброса наиболее загрязненной воды из Р20 предусмотрен сливной трубопровод в циркуляционный водовод 6. При достижении заданного качества этой воды она по трубопроводу 7 направляется в конденсатор и затем пропускается через блочную обессоливающую установку БОУ.
Кроме того, для обеспечения нормированного водного режима в пусковой схеме блока с прямоточным котлом предусмотрен трубопровод 8 сброса в конденсатор воды из подогревателей высокого давления ПВД, загрязненной вследствие отмывки их парового пространства при пуске блока. Для вывода из цикла грязного конденсата в период промывки турбины в схеме (см. рис. 23.8) предусмотрена сбросная линия 9 после конденсатных электронасосов первой ступени Чистый конденсат при этом подводится по трубопроводу 10 из бака запаса конденсата БЗК непосредственно перед БОУ. В период пуска блока чистый конденсат 11 подводится в конденсатор.
В пусковых схемах предусмотрены специальные устройства для поддержания температур свежего и вторично-перегретого пара. Особенностью барабанного котла является существенное отставание его паропроизводительности от увеличения расхода топлива при пуске блока. Вследствие этого температура стенок труб пароперегревателя может превысить допустимое значение. Кроме того, важно выдержать заданный график изменения температуры свежего пара перед турбиной. Вместе с тем штатная система впрыска собственного конденсата (см. рис. 23.7, 5—7) работоспособна лишь при нагрузке котланоминальной и выше. С учетом этого в схеме (см. рис. 23.7) применена система пусковых впрысков с распыливающими форсунками, встроенными в диффузоры впрыска собственного конденсата. Первые две группы этих впрысков 8, 9 предназначены для защиты труб ширмовых ступеней пароперегревателя от недопустимого роста температуры, а третья группа 10 обеспечивает заданный график роста температуры свежего пара. Включение последней перед выходной ступенью пароперегревателя допустимо при ограниченном приросте энтальпии пара в нем (до 170 при номинальной нагрузке), обусловливающем благоприятные динамические свойства. В блоках с прямоточными котлами, как правило, это условие не соблюдается, и пусковой впрыск включается в главный паропровод (см. рис. 23.8, 12). Кроме того, аккумулирующая способность этих котлов относительно невелика, и нет необходимости в применении пусковых впрысков для защиты отдельных ступеней пароперегревателя.
При пуске блоков по скользящему режиму давление питательной воды значительно больше, чем давление свежего пара. Для снижения давления воды перед регулирующими клапанами пусковых впрысков в блоке с прямоточным котлом, непрерывно питающимся водой, применена схема постоянного расхода, состоящая из обвода с набором дроссельных шайб и линии рециркуляции воды в деаэратор 14 с дроссельным клапаном Поддержание постоянного давлениясебя» этим клапаном позволяет перераспределять расход воды между пусковым впрыском и деаэратором при постоянном суммарном расходе и соответственно постоянном перепаде давлений на наборе дроссельных шайб. Применение рассмотренной схемы позволяет подводить воду к пусковому впрыску от нагнетания питательного насоса
Аналогичная схема в блоке с барабанным котлом не может быть применена, так как в течение определенного периода растопки котла он подпитывается водой от соседних блоков по перемычке питательных линий (см. рис. 23.7, 11) и на пускаемом блоке рециркуляция воды в деаэратор привела бы к его переполнению. С учетом этого на линии после подвода воды от перемычки 11 установлен общий регулирующий клапан 12, на котором срабатывается избыточный перепад давлений. После перехода на питание котла от блочного питательного насоса ПН пусковые впрыски переключаются на питательную линию 13.
Для регулирования питания барабанного котла предусмотрены байпасы с пониженной пропускной способностью 14 и основной регулирующий питательный клапан РПК. На прямоточном котле предусмотрен только РПК, так как минимальный расход выше, чем на барабанном котле.
При большинстве пусков блоков необходимо обеспечить стартовый режим с пониженным уровнем температур вторично-перегретого пара и в дальнейшем регулировать температуру в соответствии с заданным графиком. С учетом динамических свойств промежуточного перегревателя и других факторов использовать штатные средства регулирования можно лишь начиная с нагрузкиноминальной. Одним из средств регулирования, нашедшим применение на блоках всех типов, является паровой байпас системы промперегрева (см. рис. 23.7, 23.8, 15). При его использовании часть пара изперепускается в, вследствие чего снижается температурный напор в промежуточном перегревателе и уменьшается его тепловосприятие. Соответственно температура пара в после смешения с паром из устанавливается на более низком уровне. В блоке с прямоточным котлом дополнительно применяется пусковой впрыск в , используемый для регулирования температуры вторично-перегретого пара после отключения парового байпаса. Питание водой этого пускового впрыска осуществляется от промежуточной ступени питательного насоса с давлением не более , и регулирования давления воды в линии впрыска не требуется. В ряде случаев применяют только одно из указанных средств регулирования температуры вторично-перегретого пара. Применение только парового байпаса допускается после проведения испытаний, подтверждающих надежный температурный режим промежуточного перегревателя на максимальной нагрузке, которой используется паровой байпас. Допустимые условия использования пускового впрыска определяются минимальным расходом и давлением пара, при которое влага полностью испаряется в потоке и отсутствует ее выпадение на внутреннюю поверхность ГПП, особеннс ближайшего гиба паропровода за впрыском. По данным испытаний, для соблюдения этих условий расстояние от распыливающей форсунки впрыска до гиба ГПП должно составлять 18—25 м.
Рассмотренные принципиальные решения применены и в пусковых схемах блоков мощностьюОсобенность этих пусковых схем определяется применением питательных насосов, а на ряде блоков — и воздуходувок с приводом от паровых турбин.
С учетом этого в схемах предусмотрены подвод стороннего пара для пуска указанных турбин, а также резервирование питания их свежим паром (через или ) при сбросах нагрузки блока.