Коннов И.А.
Уголовно- исполнительная система Министерства юстиции РФ
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года № 5473-1 и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с законодательством уголовно-исполнительная система включает в себя[4]:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (Федеральная служба исполнения наказаний)).
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314[5] определяет, что ФСИН России подведомственна Минюсту России и основными задачами ФСИН России являются:
ü исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);
ü контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;
ü контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
ü обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
ü обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
ü охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
ü создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
ü организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Директор ФСИН России осуществляет руководство деятельностью службы на основе единоначалия.
Во ФСИН России образуется коллегия в составе директора (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя Минюста России, а также других лиц. Состав коллегии утверждается директором ФСИН России. ФСИН России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФСИН России имеет геральдический знак - эмблему, флаг и знамена, учреждаемые Президентом Российской Федерации. Местонахождение ФСИН России - г. Москва.
Заключение не более 10 минут: обобщаю в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостную структуру. Обязательно оценить уровень достижения поставленных во вступлении целей. Ставлю задачи на самоподготовку.
Основные вопросы, выносимые на семинарское занятие:
1. Министерства юстиции Российской Федерации: задачи, полномочия и структура.
2. Федеральная служба судебных приставов.
3. Федеральная служба исполнения наказаний.
Вопросы для самопроверки:
1. Из каких звеньев состоит система органов юстиции?
2. Назовите основные направления деятельности органов юстиции.
3. Какова роль Министерства юстиции РФ во взаимоотношениях с адвокатурой и нотариатом?
4. Что представляет собой служба судебных приставов?
5. Каковы полномочия судебных приставов?
6. Что представляет собой служба исполнения наказаний?
Литература для дополнительного чтения к теме № 10:
1. Божьев В.П. Правоохранительные органы России: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.-367 с.
2. Гулягин А.Ю. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: монография. М.: Юрист, 2009. -200 с.
3. Гуреев В.А. Комментарий к Федеральному закону "О судебных приставах" (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. 208 с.
4. Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 46 – 48.
5. Ковалев О.Г., Майдыков А.А. Регламентирование деятельности ФСИН России: современное состояние и пути совершенствования // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. N 6. С. 2 - 4.
6. Кузнецова И.А., Матвеева Т.П. Место и значение трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении в осуществлении исполнения наказаний в местах лишения свободы // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 59 - 62.
7. Поникаров В.А., Поникарова Т.В. Обеспечение законности при осуществлении административной деятельности в пенитенциарной системе России // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 42 - 44.
[1] Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4108
[2] Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, N 42, ст. 4111.
[3] Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 359
[4] Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»// http://www.pravo.gov.ru.
[5] Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"// Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, N 42, ст. 4109