Вопросы для проверки знаний.
End.
Begin
End.
Begin
Inc(p1); { увеличение p1 на 4, поскольку одна величины типа longint занимает в памяти 4 байта}
p1:= @p2; { засылка в p1 указателя на указатель p2}
p2:= @L; { засылка в p2 указателя на величинуL}
L:= p1 - p2; { засылка в Lразности значений указателей }
p1:= p1 - 2; { уменьшение p1 на 2×4=8 байт}
p2:= p2 + 4; { увеличение p2 на 4×4=16 байт }
ПрисваиваниеL:= p1 - p2 в примере 6 возможно, поскольку все величиныL,p1,p2 занимают в памяти одинаковый объем - по 4 байта.
3.6.3. Выделение и освобождение динамической памяти
Динамические переменные создаются в динамической памяти (хипе) во время выполнения программы с помощью подпрограмм new (для типизированных указателей) или getmem(выделение нетипизированной памяти). Динамические переменные не имеют собственных имен, к ним обращаются через указатели. Выделение памяти и формирование указателей производится следующим образом.
1. Процедура new(var p:тип_указателя) выделяет в хипе участок размера, достаточного для размещения переменной того типа, на который ссылается указатель p, и адрес начала этого участка заносит в этот указатель.
2. Функция new(тип_указателя):pointer выделяет в хипе участок размера, достаточного для размещения переменной базового типа для заданного типа указателя, и возвращает адрес начала этого участка.
3. Процедура getmem(var p: pointer; size: word) выделяет в хипе участок размером в size байт и присваивает адрес его начала указателю p.
Если выделить требуемый объем памяти не удалось, программа аварийно завершается. Указатели могут быть любого типа.
Освобождение динамической памяти осуществляют с использованием процедур Dispose (при выделении памяти с помощью new) и Freemem- в противном случае.
4. Процедура Dispose(var p : pointer)освобождает участок памяти, выделенный для размещения типизированной динамической переменной процедурой или функцией new, и значение указателя p становится неопределенным.
5. Процедура Freemem (var p : pointer; size : word) освобождает участок нетипизированной памяти размером size, начиная с адреса, находящегося в p. Значение указателя после завершения действий становится неопределенным.
Если требуется освободить память из-под нескольких переменных одновременно, можно применять процедуры Mark и Release.
6. Процедура Mark(var p : pointer)записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.
7. Процедура Release(var p : pointer)освобождает участок динамической памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Mark.
Освобождение динамической памяти должно дополняться очисткой указателя на нее путем присваивания ему пустого значенияnil .
При завершении программы используемая ею динамическая память освобождается автоматически.
Пример 7 программы, в которой выполняется работа с динамическими переменными.
type pint = ^integer; { описание типа указателя pint на величины типа integer }
var p1, p2 : pint; { описание указателейp1,p2 на величины типа integer }
p3 : ^char; { описание указателяp3 на величины типа byte }
i:integer; ch:char; { описание переменной i типа integer и ch типа char }
new(p1); { выделение в хипе памяти для переменной типа integer,ссылка на нее - в указателеp1}
p2:=new(pint);{выделение памяти переменной integer, присвоениессылки на нее указателюp2}
new(p3); { выделение в хипе памяти для переменной типа char,ссылка на нее - в указателеp3}
p1^:=2; { присваивание динамической переменной по указателю p1значения, равного 2 }
i:=p1^+1; p2^:=(i+2)*5+2; { присваивание значения динамической переменной по указателю p2 }
ch:='A'; p3^:=ch; { присваивание значения динамической переменной по указателю p3 }
writeln('p1^=',p1^,' p2^=',p2^,' p3^=',p3^);{вывод динам. переменных по указат. p1-р3}
dispose(p1); p1:= nil;{освобождение памяти для динамической переменной по p1,очисткаp1}
dispose(p2); p2:= nil; {аналогичные действия для p2,p3}
dispose(p3); p3:= nil;
Использование указателей на подпрограммы рассмотрено в Главе 7.
1. В чем смысл введения указателей ?
2. Какие указатели называют стандартными, а какие типизированными ?
3. Каким образом указатели в Free Pascal могут задавать массив бесконечной длины ?
4. В чем заключается операция получения адреса переменной ?
5. В чем заключается операция разыменования ?
6. Гдесоздаютсядинамические переменные ?
7. В чем отличие применения подпрограмм new и getmemдля выделения динамической памяти ?
8. В чем отличие применения подпрограмм Dispose и Freememдля освобождения динамической памяти ?
9. Каким действием должно дополняться освобождение динамической памяти ?
4. Составной Оператор. понятия функции и процедуры.
Пользовательский интерфейс, Структура программ на языке Паскаль