Планирование санитарно-гигиенических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

Заблаговременное планирование мероприятий, может предупредить возникновение различных заболеваний, в том числе инфекционных, или значительно их снизить.

 

Основными исходными материалами для планирования являются:

 

· санитарно-гигиеническая и эпидемическая характеристика территории возможной зоны бедствия с учётом данных о местных особенностях, влияющих на организацию обеспечения населения, в частности, данных об инфекционной заболеваемости среди населения за последние 10-15 лет;

· наличие химически и биологически опасных объектов, эпидемических очагов инфекционных заболеваний, а также благоустроенность населённых пунктов в санитарно-гигиеническом отношении;

· сведения о числе коек в лечебных учреждениях и местах их дислокации;

· сведения о санитарно-эпидемических учреждениях и формированиях, которые могут быть привлечены для выполнения мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения.

 

В плане должно быть предусмотрено:

· санитарно-гигиеническая оценка состояния предполагаемого района бедствия;

· определение основных задач здравоохранения по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения в зонах бедствия;

· распределение имеющихся сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

· создание резерва санитарно-эпидемиологических сил и средств;

· взаимодействие здравоохранения города, области с другими службами различных ведомств и воинскими частями по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия в районах катастроф.

 

Характеристика сил и средств, привлекаемых к выполнению санитарно-гигиенических мероприятий в очагах катастроф.

 

Принципы их использования.

 

Использование сил и средств осуществляется с учётом конкретных санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий в районе катастроф, и воздействия неблагоприятных факторов на население.

 

С этой целью создана трёхступенчатая система экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях с санитарно-эпидемиологическими учреждениями и формированиями:

Федеральный уровень,

Региональный,

Местный.

На базе институтов Минздрава и федеральной службы РФ, АМН РФ созданы центры специфической индикации и идентификации биологических агентов, токсикологических, физико-химических, радиологических, иммунологических, паразитологических, энтомологических исследований. На базе указанных институтов сформированы специализированные бригады – бригады экстренной санитарно-профилактической помощи (БЭСПП), организованы специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и оперативные противоэпидемические бригады (ОПЭБ), на базе Роспотребнадзора – санитарно-профилактический отряд (СПО).

На федеральном уровне создан координационный санитарно-эпидемиологический центр экстренной медицинской помощи с информационно-аналитическим подразделением.

Основная задача Федеральных учреждений– участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методической помощи учреждениям санитано – эпидемиологического надзора в ЧС и военного времени.

Областные, краевые управления Роспотребнадзора создают БЭСПП и санитарно – эпидемиологические отряды (СЭО) разного профиля.

 

 

На них возлагаются следующие мероприятия:

· - проведение санитарно – эпидемиологической разведки в очагах поражения силами создаваемых на базе ФГУЗ формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно – эпидемиологических отрядов и др.);

· - установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

· - идентификация выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых, областных ФГУЗ);

· - проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

· - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

· - определение удельной и объемной активности радионуклеидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

· - установление радионуклеидного состава исследуемых проб (кроме районных ФГУЗ);

· - определение на контролируемых объектах загрязненности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;

· - руководство работой нижестоящих звеньев ФГУЗ на подведомственной территории и оказание им методической помощи.

 

На местном уровне осуществляются следующие мероприятия:

 

· - проведение санитарно–эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

· - установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС мирного времени;

· - исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;

· - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

· - установление наличия в объектах окружающей среды ОВ,АОХВ, проведение их предварительной идентификации;

· - отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, доставка их в головные ФГУЗ для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

На уровне межрайонных отделений Роспотребнадзора желательно создание групп санитарно – эпидемиологической оценки (ГСЭО). Они предназначены для проведения санитарного надзора, санитарно–гигиенических мероприятий среди населения и организационно–методического руководства при их планировании и осуществлении.

Использование санитарно – эпидемиологических учреждений и формирований определяется планом медицинского обеспечения, характером деятельности населения, конкретно складывающейся санитарно – эпидемической обстановки и осуществляется на основе единых принципов, главными из которых являются:

· - приближение сил и средств к районам катастроф и обеспечиваемым контингентам населения;

· - сосредоточение основных усилий, сил и средств по поддержанию санитарно– эпидемиологического благополучия населения, обеспечения деятельности наиболее значимых объектов народного хозяйства;

· - постоянная готовность к работе в эпидемических очагах, своевременный маневр силами и средствами, создание и своевременное выполнение внезапно возникших задач.

 

Размещение населения.

 

Исходя их указанных основных направлений в организации санитарно – противоэпидемических мероприятий, для размещения населения на временных пунктах сбора пострадавших (ВПСП), в зоне катастроф и на прилегающей к зоне затопления территории или вне территории заражения АХОВ и биологическими средствами в эпидемических очагах, отводится площадь из расчета не менее 0,75 квадратного метра на каждого пострадавшего, с учетом развертывания подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 2,5 квадратных метров на каждого человека.

В медицинских формированиях и местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время, и в районах катастрофического затопления , необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15 – 18 квадратных метров на 100 человек. Просушивание шерстяных и хлопчатобумажных предметов, одежды должно проходить при температуре 600С, обуви и меховой одежды – при 400С при продолжительности процесса не более 8 часов.

Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие не должна быть ниже 180С при средней относительной влажности 35 – 65 %. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших, их следует располагать на тюфяках, подстилках, нарах и других местах не ближе 0,5 – 0,8 м от наружных стен.

Норма расхода воды для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение, составляет на 1 пострадавшего в сутки – 10 л, на 1 дольного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье) -75л в сутки, на обмывку на 1 человека (включая личный состав формирования, работающего в районе бедствия) - 45 литров.

При размещении населения в палаточном и другого типа городках оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Ровики допускаются устраивать параллельно один другому на расстоянии 1 – 2 м. Они должны располагаться ниже источников воды не ближе 200 м от них. После каждого использования ровиков нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.