Структура профессиональной этики менеджера

Существует нормативная этика применительно к сфере руководства людьми:

Этика управления рассматривает моральные качества руководителя;

дает им положительную или отрицательную оценку;

разъясняет нравственное значение тех или иных управленческих решений, мотивов, стилей руководства и т.д.

Формирующее влияние на профессиональную этику менеджера оказывают:

Ø индивидуальная (персональная) этика человека;

Ø этика профессии руководителя;

Ø корпоративная этика организации, которой менеджер руководит (в которой он работает);

Ø этика профессии, к которой принадлежат члены руководимого менеджеромколлектива.

Персональная этика человека определяется его индивидуальными, моральными качествами, личным жизненным и профессиональным опытом (не обязательно в сфере управления),

наличием перед его глазами образцов для подражания,

стремлением человека к этичному поведению.

Индивидуальную этику человека отражают следующие положения:

безусловное выполнение взятых на себя обязательств, независимо от того, зафиксированы они письменно или нет;

отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других (партнеров и конкурентов);

профессионализм в избранной области деятельности;

стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, государства;

признание необходимости не только конкуренции, так и сотрудничества;

уважение к социальному порядку, закону; соблюдение этикета деловых отношений и контактов.

добровольное подчинение закону и традициям,

справедливость,

предупреждение возможных вредных последствий своих действий,

уважение права других людей быть самостоятельным,

забота о благополучии других людей,

честность,

верность данному слову.

Виды этики профессии руководителя:

административная;

юридическая (этика судьи);

психолога;

педагога и т.д.

Педагогическая этика требует уважения к ученику, добросовестности при передаче ему знаний, проявления к нему должной требовательности и т.д.

Этика судьи предполагает его независимость (подчинение исключительно закону), справедливость, беспристрастность, неподкупность, личную ответственность за принимаемые решения, скромность, умеренность, порядочность в личной жизни, разборчивость в личных связях (необходимость избегать связей, которые могут причинить ущербрепутации, затронуть честь и достоинство).

Для этики психолога свойственны уважение к клиенту (недопустимость предвзятости, унижения его достоинства, позиции покровительства и опеки), воздержание от прямых советов клиенту (поскольку в противном случае он берет на себя ответственность за судьбу клиента), следование принципу «не навреди», соблюдение профессиональной конфиденциальности и др.

Для менеджера, занимающегося наукой, особое значение имеет этика ученого (бескорыстное служение истине, недопустимость преднамеренного искажения результатов научных исследований, терпимость к чужим теориям, другим научным школам, недопустимость плагиата).

По уровню возникающих этических проблем в деятельности менеджераорганизации необходимо различать:

Ø этику взаимодействия людей;

Ø этику взаимодействия человека с организацией;

Ø этику взаимодействия организаций.

В основе взаимодействия людей должно лежать:

осознанное, позитивное отношение к партнеру, собеседнику и ситуации;

ориентация на дело и идею;

собранность и бдительность;

глубокое уважение к партнеру, собеседнику, к вышестоящему начальнику;

отсутствие беспокойства по поводу возможного нарушения договора партнером, делать все возможное для того, чтобы предотвратить подобный исход взаимодействия;

добросовестное исполнение всех ролей управленца.

В основе этики взаимоотношений между руководителями одного уровня и этика взаимодействия вышестоящего и нижестоящего руководителей должны лежать не амбиции и стремление к самоутверждению, а интересы дела.

Этика выгодных связей охватывает проблемы решения руководителем деловых и личных вопросов в обход существующего юридического, экономического и морального порядка за счет использования положения отдельных лиц, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам (нередко это оказывается скрытой формой взятки).

Взаимодействие человека с социальной системой (организацией) должно подчиняться следующим основным принципам:

бескорыстие, т.е. отсутствие эгоистической заинтересованности;

безупречность в выполнении своих обязанностей;

безусловное соблюдение правил организации, следование корпоративной культуре;

готовность к сотрудничеству;

целесообразность деятельности;

соблюдение принятого в организации этикета (одевается так, как принято в организации).

В составе этики взаимодействия организаций важнейшими частями являются:

Ø этика взаимодействия организаций между собой;

Ø этика взаимоотношений организации и государства;

Ø этика взаимодействия организации и потребителя;

Ø этика взаимодействия организации и инвестора;

Ø этика взаимодействия организации и местных территориальных сообществ (жителей, проживающих в регионе деятельности организации).

При рассмотрении этики взаимодействия организаций между собой следует выделять следующие проблемы:

Ø конкуренции между организациями; применение преимущественно стратегий интеграции, недопустимость криминальной конкуренции, предполагающей силовое воздействие на соперника, и др.);

Ø объединения (поглощения) одной организацией другой;

Ø степень контроля со стороны руководства вышестоящей компании (материнской) в отношении нижестоящей (дочерней).

Проблема выстраивания этических взаимоотношений организации и государства возникает, главным образом, для негосударственных структур — общественных и коммерческих организаций.

государственное регулирование бизнеса в целях эффективности развития экономики, защиты потребителей, защиты окружающей среды.

Этика взаимодействия организации и потребителя касается

безопасности продукции,

соответствия характеристик продукции ее назначению,

информированности потребителя о продукции,

свободы потребителя в выборе будущего приобретения.

Этические нормыорганизации должны охватывать и ее взаимодействие с местными территориальными сообществами в целях:

охраны окружающей среды;

снижения истощения ресурсов,

создания комфортной жизни местного населения.

Корпоративная этика зависит от:

особенностей страны,

сферы деятельности организации,

национальной и культурной специфики трудового коллектива,

характера и масштаба ее внешних связей.