Структура профессиональной этики менеджера
Существует нормативная этика применительно к сфере руководства людьми:
Этика управления рассматривает моральные качества руководителя;
дает им положительную или отрицательную оценку;
разъясняет нравственное значение тех или иных управленческих решений, мотивов, стилей руководства и т.д.
Формирующее влияние на профессиональную этику менеджера оказывают:
Ø индивидуальная (персональная) этика человека;
Ø этика профессии руководителя;
Ø корпоративная этика организации, которой менеджер руководит (в которой он работает);
Ø этика профессии, к которой принадлежат члены руководимого менеджеромколлектива.
Персональная этика человека определяется его индивидуальными, моральными качествами, личным жизненным и профессиональным опытом (не обязательно в сфере управления),
наличием перед его глазами образцов для подражания,
стремлением человека к этичному поведению.
Индивидуальную этику человека отражают следующие положения:
безусловное выполнение взятых на себя обязательств, независимо от того, зафиксированы они письменно или нет;
отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других (партнеров и конкурентов);
профессионализм в избранной области деятельности;
стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, государства;
признание необходимости не только конкуренции, так и сотрудничества;
уважение к социальному порядку, закону; соблюдение этикета деловых отношений и контактов.
добровольное подчинение закону и традициям,
справедливость,
предупреждение возможных вредных последствий своих действий,
уважение права других людей быть самостоятельным,
забота о благополучии других людей,
честность,
верность данному слову.
Виды этики профессии руководителя:
административная;
юридическая (этика судьи);
психолога;
педагога и т.д.
Педагогическая этика требует уважения к ученику, добросовестности при передаче ему знаний, проявления к нему должной требовательности и т.д.
Этика судьи предполагает его независимость (подчинение исключительно закону), справедливость, беспристрастность, неподкупность, личную ответственность за принимаемые решения, скромность, умеренность, порядочность в личной жизни, разборчивость в личных связях (необходимость избегать связей, которые могут причинить ущербрепутации, затронуть честь и достоинство).
Для этики психолога свойственны уважение к клиенту (недопустимость предвзятости, унижения его достоинства, позиции покровительства и опеки), воздержание от прямых советов клиенту (поскольку в противном случае он берет на себя ответственность за судьбу клиента), следование принципу «не навреди», соблюдение профессиональной конфиденциальности и др.
Для менеджера, занимающегося наукой, особое значение имеет этика ученого (бескорыстное служение истине, недопустимость преднамеренного искажения результатов научных исследований, терпимость к чужим теориям, другим научным школам, недопустимость плагиата).
По уровню возникающих этических проблем в деятельности менеджераорганизации необходимо различать:
Ø этику взаимодействия людей;
Ø этику взаимодействия человека с организацией;
Ø этику взаимодействия организаций.
В основе взаимодействия людей должно лежать:
осознанное, позитивное отношение к партнеру, собеседнику и ситуации;
ориентация на дело и идею;
собранность и бдительность;
глубокое уважение к партнеру, собеседнику, к вышестоящему начальнику;
отсутствие беспокойства по поводу возможного нарушения договора партнером, делать все возможное для того, чтобы предотвратить подобный исход взаимодействия;
добросовестное исполнение всех ролей управленца.
В основе этики взаимоотношений между руководителями одного уровня и этика взаимодействия вышестоящего и нижестоящего руководителей должны лежать не амбиции и стремление к самоутверждению, а интересы дела.
Этика выгодных связей охватывает проблемы решения руководителем деловых и личных вопросов в обход существующего юридического, экономического и морального порядка за счет использования положения отдельных лиц, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам (нередко это оказывается скрытой формой взятки).
Взаимодействие человека с социальной системой (организацией) должно подчиняться следующим основным принципам:
бескорыстие, т.е. отсутствие эгоистической заинтересованности;
безупречность в выполнении своих обязанностей;
безусловное соблюдение правил организации, следование корпоративной культуре;
готовность к сотрудничеству;
целесообразность деятельности;
соблюдение принятого в организации этикета (одевается так, как принято в организации).
В составе этики взаимодействия организаций важнейшими частями являются:
Ø этика взаимодействия организаций между собой;
Ø этика взаимоотношений организации и государства;
Ø этика взаимодействия организации и потребителя;
Ø этика взаимодействия организации и инвестора;
Ø этика взаимодействия организации и местных территориальных сообществ (жителей, проживающих в регионе деятельности организации).
При рассмотрении этики взаимодействия организаций между собой следует выделять следующие проблемы:
Ø конкуренции между организациями; применение преимущественно стратегий интеграции, недопустимость криминальной конкуренции, предполагающей силовое воздействие на соперника, и др.);
Ø объединения (поглощения) одной организацией другой;
Ø степень контроля со стороны руководства вышестоящей компании (материнской) в отношении нижестоящей (дочерней).
Проблема выстраивания этических взаимоотношений организации и государства возникает, главным образом, для негосударственных структур — общественных и коммерческих организаций.
государственное регулирование бизнеса в целях эффективности развития экономики, защиты потребителей, защиты окружающей среды.
Этика взаимодействия организации и потребителя касается
безопасности продукции,
соответствия характеристик продукции ее назначению,
информированности потребителя о продукции,
свободы потребителя в выборе будущего приобретения.
Этические нормыорганизации должны охватывать и ее взаимодействие с местными территориальными сообществами в целях:
охраны окружающей среды;
снижения истощения ресурсов,
создания комфортной жизни местного населения.
Корпоративная этика зависит от:
особенностей страны,
сферы деятельности организации,
национальной и культурной специфики трудового коллектива,
характера и масштаба ее внешних связей.