Методика обучения чтению на иностранном языке.
Лекция 18.
1. Обучение технике чтения.
2. Чтение как вид речевой деятельности.
3. Требования к учебным текстам.
4. Виды чтения.
5. Методика работы над текстом для чтения.
6. Контроль понимания при чтении.
1.Традиционно в методике обучения ИЯ говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать ее в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на начальном этапе обучения чтению речь идет в первую очередь о формировании техники чтения, т. е. «процессуального плана».
Техника чтения – владение учащимися звукобуквенными соответствиями, умением объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
• соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом;
• соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением.
Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:
• как можно скорее миновать промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом речевой единицы и ее значением;
• последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести ее как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;
• сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.
При формировании техники чтения на начальном этапе мы говорим о чтении главным образом как о средстве обучения.
Одним из частно-методических принципов является принцип устного опережения, что означает ознакомление со зрительным образом слов отстает от ознакомления со слухомоторным образом.
Работа над техникой чтения начинается с формирования у учащихся графемно-фонемных связей.
Существуют следующие трудности при обучении графемно-фонемным соответствиям:
- различие системы связей в родном и иностранном языках (межъязыковая интерференция);
- расхождение между звуковой и графической системами самого иностранного языка (внутри языковая интерференция).
Причины:
1. Новый алфавит. Выделяют 3 группы букв:
· совпадающие по начертанию с буквами родного языка (А В С О Р К Т Н М);
· частично совпадающие (Y U D);
· совершенно различные (Q Z F W J).
- совпадение начертания букв – источник трудностей, т.к. они могут передавать иные звуки.
- заглавные буквы могут совпадать, а строчные нет (T - t)
Овладение латинским алфавитом в значительной мере сопряжено интерферирующим влиянием родного языка в области графики и звучания.
2. Наличие иных по сравнению с русским языком способов передачи звуков буквами:
- использование буквосочетаний для изображения 1 звука (th, sh, ng);
- зависимость чтения гласных букв в ударном слоге от типа слога;
- частое несовпадение количества фонетических и орфографических слогов в слове [teibl];
- отсутствие однозначной связи между звуком и буквой: одна и та же буква или буквосочетание часто служит для обозначения разных звуков (c, g, th, [o:] –or, aw, all).
В школе применяют аналитико-синтетический метод обучения технике чтения. Учащимся сообщаются определенные правила чтения (закономерности буквенно-звуковых соответствий), для их практического усвоения используется анализ слова, разложение его на слоги, после чего автоматизируется его целостное восприятие.
Но в английском языке не все закономерности могут быть обобщены в доступные для учащихся правила. Правила чтения даются в том случае, если они распространяются на группу слов; если слово единичное – овладение зрительным образом происходит путем многократного повторения, чтения.
На начальной ступени обучения изучаются частотные слова, чтение которых отклоняется от правил (ha[ei]ve, ma[ei]ny, g[dj]irl, pu[^]t, o[эu]ne).
Способ обучения технике чтения – "по ключевым словам": использование ключевых слов с цветными сигналами, указывающими на существенные признаки опознания однотипных слов по группам и способствующими запоминанию графического образа слов данного типа (high, light, night, fight).
Способы чтения бывают:
- звуковой;
- слоговой;
- целых слов;
Для английского языка характерны последние два.
Система формирования навыков чтения:
1. В начале обучения дети знакомятся с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать. Буквы предъявляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети.
2. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный запас и речевой репертуар по нескольким учебным ситуациям общения, ученики приступают к чтению гласных букв в различных словах. Важно то, что чтение в данном случае опирается на определенные навыки устной речи. Дети читают и пишут то, о чем они говорят. Происходит вторичное закрепление речевых моделей и перенос навыков устной речи на формирование определенных компенсаторных умений при чтении. В данном случае дети читают реальные слова, а транскрипционные значки лишь помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов.
Уметь прочесть слово по транскрипции очень важно, поскольку это обеспечивает большую автономию для ученика и является гарантией успеха в самостоятельной работе. Однако в реальной жизни мы никогда не читаем тексты, написанные транскрипцией.
Практически одновременно с чтением отдельных слов начинается работа по увеличению единицы воспринимаемого текста. Учащиеся читают слова и словосочетания, а затем предложения с ними или учебные мини-тексты. Здесь же формируются такие важные составляющие техники чтения, как темп, интонация, ударение, паузы и т. д. Роль таких упражнений, как хоровое и индивидуальное проговаривание текста за учителем в классе и повторение того же текста за диктором в паузу дома, трудно переоценить.
Существуют следующие параметры оценки техники чтения:
1) темп чтения (определенное количество слов в минуту);
2) соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.);
3) соблюдение норм паузации;
4) использование правильных моделей интонирования;
5) понимание прочитанного.
Все параметры одинаково важны и определяют оценку в совокупности.
На среднем и старшем этапах обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения. С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Чтение вслух может быть хорошим фонетическим упражнением и способствовать при разумной его организации развитию умений и навыков говорения. Для этой цели следует использовать один-два абзаца и тщательно отработать отрезок текста с учащимися, используя фонетическую разметку.
СХЕМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
/Формирование механизма чтения вслух с непосредственным пониманием прочитанного/
1. Устное опережение. Усвоение лексического и грамматического материала в устно-речевых упражнениях.
2. Анализ текста учителем и определение в нем графем, вызывающих трудности у учащихся.
3. Коммуникативная установка к деятельности в чтении и непосредственному пониманию учащимися читаемого.
4. Выполнение упражнений для формирования навыка быстрого различения графических образов букв.
Например:
- прочитайте букву;
- найдите заглавную, маленькую букву ... среди нескольких;
- составьте слова из следующих букв ...;
- назовите слова, начинающиеся с буквы …;
- покажите букву, соответствующую данному звуку и т.д.
5. Вычленение из текста слов, словосочетаний, включающих данные графемы и произнесение их учащимися, например:
- выберите слова, которые читаются по правилу /не по правилу/;
- прочитайте похожие слова;
- выберите слова с определенной графемой;
- составьте слова, дописав недостающие буквы;
- посмотрите на следующие слова и скажите, чем они отличаются;
- чтение слов по ключевому слову и т.д.
6. Прослушивание учащимися образца чтения текста и выполнение учащимися фонетической разметки текста; контроль понимания его содержания.
7. Повторное прослушивание текста и проговаривание в паузах с конкретной целевой установкой.
8. Выявление и исправление ошибок в чтении учащихся на основе правил и имитации.
9. Синтагматическое чтение текста вслед за диктором /учителем/ с опорой на текст.
10. Самостоятельное хоровое и индивидуальное чтение текста вслух с одновременным выполнением коммуникативного задания на понимание читаемого.
11. Контрольное чтение текста вслух отдельными учащимися.
12. Подведение итога и выставление оценок за технику чтения.
2. Чтение как вид речевой деятельности – это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка.
В чтении, как и во всякой деятельности, различают два плана:
содержательный (компоненты предметного содержания деятельности, т.е. о чем текст);
процессуальный (элементы процесса деятельности, т.е. как его прочитать и озвучить).
Необходимо заметить, что ведущая роль всегда принадлежит первому. К содержанию деятельности относят прежде всего ее цель — результат, на достижение которого она направлена. В чтении такой целью является раскрытие смысловых связей — понимание речевого произведения, представленного в письменной форме (текста).
Обращение к книге может преследовать разные цели: иногда требуется лишь определить, о чем она, в других случаях важно уловить все оттенки мысли автора и т.д., т.е. ожидаемый результат не одинаков в разных ситуациях чтения. Характер понимания (степень его полноты, точность и глубина) читаемого, к которому стремится читающий, зависит от цели чтения. А это, в свою очередь, определяет, как он будет читать: медленно или быстро, вчитываясь в каждое слово или пропуская целые куски текста, перечитывая отдельные места или просматривая страницу «по диагонали» т.д.
Другими словами, процесс чтения не есть нечто постоянное, он изменяется под влиянием цели чтения: как и в любой деятельности, читающий стремится получить результат наиболее экономным путем. И чем опытнее чтец, тем успешнее он справляется с этой задачей: он читает по-разному, его чтение характеризуется гибкостью. Гибкость является отличительной чертой зрелого чтеца.
Зрелым является чтец, свободно осуществляющий данный вид речевой деятельности, благодаря имеющейся у него способности каждый раз избирать вид чтения, адекватный поставленной задаче, что позволяет ему решать ее не только правильно, но и быстро, благодаря полной автоматизированности технических навыков.
Чтение выступает как цель и как средство обучения иностранному языку.
Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в средней школе, т.е. предполагает овладение учащимися чтением как средством получения информации. Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.
Как средство – использование чтения для лучшего усвоения языкового и речевого материала и расширение знаний по изучаемому языку.
Чтение связано с психическими процессами:
- память;
- мышление (сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование и т.д.);
- внутреннее проговаривание;
- вероятностное прогнозирование (антиципация на уровне слов, предложений, смысла).
Психо-физиологические механизмы чтения:
- восприятие;
- установка звуко-буквенных соответствий;
- антиципация;
- внутреннее проговаривание;
- понимание и осмысление;
- выделение смысловых вех;
В чтении участвуют: зрительный, речемоторный и слуховой анализаторы.
Как и в других видах речевой деятельности в чтении существует три этапа:
- побудительно-мотивационный (возникновение потребности в чтении);
- аналитико-синтетический (механизмы);
- исполнительный (выполнение задачи).
3. В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.