Проложение дорог по долинам горных рек.

С точки зрения принципов трассирования различают четыре типа горного рельефа: предгорья, горные долины, горные склоны, водораздельные седловины или плато.

Для каждого из них характерны свои приемы трассирования. Дороги в предгорьях не отличаются от дорог в холмистой местности.

Трассирование дорог по долинам горных рек связано с тем, что уклоны горных рек обычно меньше продольных уклонов, допускаемых на горных дорогах. Лишь в верховьях водотоков, при переходе из долины на перевальный участок, продольные уклоны могут превысить максимально допустимые.

Направление трассы доги при долинном ходе в плане определяется извилистостью склонов речной долины, впадающими в нее водотоками, неустойчивыми участками склонов, наличием скальных выступов («прижимов»), которые приходится огибать, прорезать глубокими выемками, короткими тоннелями или переносить дорогу на другой берег реки. В связи с ограниченной возможностью смещения трассы, долинные ходы относят к категории «стесненных» или «вынужденных в плане». Выбор решения трассы, наилучшего в каждом конкретном случае, зависит от категории дороги и основывается на технико-экономическом сопоставлении вариантов, учитывающем стоимость их строительства и транспортные расходы. Для дорог высших категорий характерно смелое трассирование по дну долины с неоднократным пересечением реки на близком расстоянии и устройством коротких тоннелей.

Дороги, проходящие по речным долинам, имеют большое число кривых малых радиусов в плане, мостов через боковые притоки, пересекаемые вблизи их устья, косогорных участков, которые в отдельных местах могут быть недостаточно устойчивыми. При строительстве дороги по речной долине приходится устраивать подпорные и укрепительные стены, строить специальные сооружения для предохранения от возможных снежных заносов и обвалов.

Необходимо учитывать геологические особенности горных рек: большие скорости течения (в межень 1,5м/с, в паводок до 10м/с), большие колебания расходов (от 10-50 в межень до 250-900м3/с при паводке), резкие изменения глубины (от 0,5-1,5м в межень и быстрый и высокий подъем уровня на 3-6м в паводки).

Дорогу, проходящую вдоль долины, всегда необходимо располагать выше максимального горизонта воды в реке на таком расстоянии, чтобы исключить возможность подмыва земляного полотна. В узких, стесненных долинах с очень крутыми скальными склонами земляное полотно иногда приходится размещать очень близко к водотоку, устраивая так называемые прислонные насыпи из крупных камней, отсыпаемых в реку вплотную к скальному откосу до проектной отметки, превышающей наивысший горизонт высоких вод. С речной стороны откос земляного полотна в таких случаях подвергается опасности подмыва и его приходится очень надежно укреплять. В ряде случаев возможны спрямления русла рек.

Предложено много способов укрепления земляного полотна:

-устройство берегоукрепительных подпорных стен, возводимых на прочных подстилающих породах;

-каменная или бетонная облицовка откосов, упирающая в заглубленный фундамент (зуб), препятствующий подмыву;

-применение скользящих вниз по откосу бетонных блоков или плит, оседающих по мере

подмывания;

-укладка на откосах фигурных бетонных элементов, сцепляющихся друг с другом и опускающихся при подмыве;

-применение бетонных тюфяков из связанных друг с другом блоков, опускающихся при подмыве.

При выборе положения трассы должны быть изучены геологическое строение склонов долины, режимы пересекаемых водотоков и возможность снежных обвалов. При значительной крутизне склонов в неблагоприятных геологических условиях для обхода участков оползней или осыпей либо лощин с опасными селевыми выносами трассу переносят с одной стороны долины на другую. Для плавности трассы реку пересекают под углом с устройством косых мостов.

Чтобы уменьшит объем земляных работ, в особенности скальных, трассу прокладывают по наиболее пологой части склонов, следуя за основными изгибами долины.

На пересечении водотоков, впадающих в реку, вдоль которой прокладывается дорога, возможны следующие варианты трассирования:

-пересечение водотока вблизи от места его впадения в реку по конусу выноса (линия 1). Этот вариант неудобен тем, что в пределах конуса выноса обычно водоток разбивается на несколько блуждающих русел, периодически меняющих свое положение. Поэтому при необходимости пересечения конусов выносов устраивают многопролетные мосты с опорами глубокого заложения, не боящимися подмыва, допуская, что в процессе работы сооружения часть пролетов будет закрыта наносами;

-пересечение несколько выше конуса выноса в пределах транзитной зоны впадающего водотока, где уклон его велик и отложения наносов не происходит (линия ІІ). Несмотря на удлинение трассы и необходимость строительства большого моста, который целесообразно располагать на кривой, при этом решении удается получить трассу с достаточно большими радиусами кривых, удобную для движения автомобилей;

-глубокий заход в боковую долину в целях уменьшения размера искусственного сооружения и сокращения объемов земляных работ на подходах к нему (линияІІІ). В этом случае снижение объема земляных работ достигается ценой значительного ухудшения условий движения автомобилей из-за увеличения пути пробега и кривых малых радиусов при въезде на мост, расположенный в узкой долине;

-перенос трассы на другой берег долины (линия ІV), связанный с необходимостью постройки двух мостов, целесообразен при интенсивных селевых выносах на пересекаемой реке и неустойчивых склонах ее долины.

При трассировании по склонам речной долины во всех характерных местах изменения крутизны косогора и в плюсовых переломных точках трассы снимают поперечные профили, на которых вычерчивают поперечник земляного полотна для уточнения положения проектной линии и определения объемов земляных работ.