Вступление

Идеал свободной личности обычно ассоциируется в сознании человека с изначальным и абсолютным явлением - естественной свободой, которой он наделен от рождения и которая заканчивается с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает жизнь в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порою заходя в глубокие противоречия. В условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек. Таким образом, для обеспечения нормальной жизнедеятельности, процесса развития общества требуется объединить усилия личности и общества на общее благо, ограничив негативное поведение его членов. Этой проблемой общество было озабочено уже с момента зарождения цивилизации.

Так, правила поведения первобытного общества - "мононормы" - никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли "первобытное равенство", суть которого состояла в поглощении человека сообществом, жесточайшей регламентации всей его деятельности, отсутствии свободы выбора. "В прежнее дикое и грубо-варварское время люди не склонны были приписывать и уважать элементарнейших, с нашей точки зрения, прав громадного большинства других людей"[1]. Появление норм поведения в первобытно-общинном обществе и в особенности норм-табу выводилось из необходимости ограничения, сдерживания биологических инстинктов. Формирование обычаев, традиций по своему характеру происходило в виде формирования норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений. Именно ограничения явились фактором, обеспечившим первым людям выживание не только в суровых природных условиях, но и в условиях "зоологического индивидуализма", нейтрализуя характерный для первобытного общества принцип доминирования и обеспечивая равный доступ всех членов сообщества к общественным благам, например, результатам охоты. Запреты служили гарантом эволюционного развития человека, общества и государства. Например, табу на инцест, на каннибализм, убийство своих соплеменников явились тем "тотальным социальным фактом", который выделил человека из мира природы и способствовал структуризации общества.

Свобода человека ограничена конкретными условиями той или иной исторической эпохи. Он не в состоянии упразднить закон постепенного развития общества и права. При становлении права общество (и особенно господствующая его часть) было заинтересовано в том, чтобы возвести существующее положение в закон, т.е. зафиксировать в качестве законных те ограничения, которые даны обычаем и традицией.

Таким образом, развитие права определяется, с одной стороны, потребностями человеческой деятельности, с другой - особенностями исторических условий, в которых действует личность. Ограничивая права и свободы человека определенными пределами, дозволенными формами и способами реализации права (свободы), право обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует свободу внутри этих пределов, обозначает механизмы защиты от нарушения или восстановления нарушенного права, содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.