Web-документы

Web-документ (или Web-страница) - это гипертекстовый документ, содержащий в себе ссылки на различные информационные ресурсы: другие Web-документы, графические, звуковые и т.п. файла, а также информационные ресурсы других сервисов.

Хотя Web-документ воспринимается пользователем как единое целое, в общем случае он описывается целой совокупностью файлов, включающей в себя:

· основной файл, подготовленный с помощью языка HTML, содержащий текст документа и управляющую разметку - специальные "команды" (теги), определяющие внешний вид документа и описывающие состав и структуру Web-документа, а также его связи с другими документами и объектами;

· файлы статических графических иллюстраций, представленные в форматах GIF, JPEG и PNG;

· файлы анимированных графических изображений, представленные в формате GIF;

· звуковые файлы, представленные в форматах WAV, MIDI, RMI;

· файлы видеороликов, представленные в формате AVI;

· внешние программы-сценарии, представленные как отдельные файлы, а также небольшие программы, написанные на аппаратно-независимом языке программирования Java (Java applets);

· таблицы стилей (каскадные таблицы стилей, Cascading Style Sheets, CSS) - файлы, содержащие описание правил форматирования (стили) элементов Web-документа и позволяющие легко создавать множество Web-документов в одном стилистическом решении;

· другие типы объектов, требующие установки дополнительных программных модулей - расширений Web-клиента (например, компьютерные анимации, построенные по технологиям Flash или Shockwave, разработанным фирмой Macromedia).

Естественно, что в простейшем случае, когда Web-документ содержит только текстовую информацию, он может состоять из одного HTML-файла

 

2. Электронная почта

Электронная почта (Electronic Mail, E-Mail) - это сервис, обеспечивающий возможность пересылки сообщений между двумя или более абонентами.

Использовать электронную почту для информационного обмена могут как люди (пользователи), так и автономно работающие программы.

Функционирование электронной почты можно описать следующим образом. Пользователь с помощью специального программного обеспечения создает на своем узле сообщение и затем направляет его почтовому серверу. Основной задачей этого сервера является доставка сообщений другому серверу, который обеспечивает хранение входящей почты получателя. После этого абонент, которому адресовано это сообщение, с помощью почтового программного обеспечения может в удобное для него время связаться с этим сервером, прочитать почту и, при необходимости, обработать его, (например, распечатать или переслать его другим людям).

Сервер, который принимает сообщения от отправителя и пересылает их другим серверам, принято называть сервером исходящей почты. А сервер, обеспечивающий хранение поступившей почты и предоставление ее получателю - сервером входящей почты. Сервис электронной почты допускает, что функции серверов входящей и исходящей почты для конкретного пользователя могут выполнять как два различных почтовых сервера, так и один и тот же, имеющий в своем составе соответствующие программные модули.

Каждый абонент, с точки зрения почтовой службы, представлен почтовым ящиком. Почтовый ящик (mailbox) – это информационное пространство, выделенное на некотором узле сети для хранения почтовых сообщений и обладающее уникальном именем в рамках узла. Уникальное имя ящика в сочетании с уникальным адресом узла представляет собой уникальный адрес ящика во всей сети.

Как правило, почтовые ящики одного узла объединены в специальную базу данных, а сообщения представлены записями этой базы данных.

Сервис электронной почты предполагает, что доступ к почтовым ящикам является не анонимным, а авторизованным. Для управления доступом пользователя к сообщениям с каждым почтовым ящиком связывается определенная совокупность данных, называемая учетной записью.

Учетная запись (Account) - это набор сведений о пользователе почтового ящика, а также дополнительных управляющих параметров. К числу таких сведений обычно относятся:

 

1. Учетное имя, или логин (login). Учетное имя - это последовательность символов, которое используется сервером для идентификации пользователя при установлении доступа к почтовому ящику. Как правило, учетное имя совпадает с именем почтового ящика.

2. Пароль (Password). Пароль - это последовательность символов, которая используется совместно с учетным именем при установлении доступа к почтовому ящику для подтверждения того, что доступ осуществляет именно владелец учетного имени. Пароль - это секретная информация, которая должна быть известна только ее владельцу, т. е. пользователю почтового ящика. Процесс проверки легальности пользователя на основе учетного имени и подтверждения этого имени паролем называется аутентификацией (authentication). А процесс предоставления доступа легальному пользователю (т.е. прошедшему аутентификацию) называется авторизацией.

3. Дополнительные сведения о пользователе. Такие сведения предназначены для повышения удобства работы с электронной почтой и, как правило, не являются обязательными. В качестве примера можно привести имя пользователя в привычном для людей виде (фамилия, имя и отчество), дополнительные адреса электронной почты и т.д.

В структуре сервиса Электронной почты предусмотрены следующие компоненты:

· Информационный ресурс – совокупность информационных объектов, использование которых обеспечивается сервисом электронной почты. Основным информационным объектом является сообщение электронной почты. Организация сообщения электронной почты аналогична структуре обычного почтового сообщения – оно состоит из заголовка ("конверта"), содержащего информацию, обеспечивающую доставку (например, адреса получателя и отправителя), и тела сообщения - блока информации, который необходимо передать получателю. В простейшем случае тело сообщения содержит просто текст. Однако при необходимости отправитель может "прикрепить" дополнительные данные, представленные в виде дисковых файлов. Такие данные называются вложениями (attacments).
Для описания адреса абонентов электронной почты используется следующая схема:
Почтовый ящик@Доменное имя

o ПочтовыйЯщик может включать в себя большие и малые буквы латинского алфавита, цифры, а также символы "-" (дефис) и "_" (подчеркивание).

o ДоменноеИмя – имя домена или узла, на котором расположен почтовый ящик, записанное в соответствии с правилами построения полных доменных имен.

 

· Почтовый сервер - программный комплекс, обеспечивающий пересылку сообщений электронной почты, их хранение, управление базой данных сообщений, а также позволяющий абоненту работать со своим почтовым ящиком. В настоящее время функционирование электронной почты реализуется с помощью нескольких протоколов, поэтому в составе почтовых серверов обычно присутствуют несколько модулей - серверных частей, реализующих взаимодействие по основным почтовым протоколам: SMTP-сервер, выполняющий функции сервера исходящей почты, а также POP3-сервер и/или IMAP4-сервер, представляющие собой серверы входящей почты.

· Почтовый клиент – программа, позволяющая пользователю создавать и отправлять сообщения, а также управлять полученными сообщениями (просматривать, упорядочивать, печатать, удалять и т.д.) из собственного почтового ящика. Часто программный модуль, обеспечивающий взаимодействие с почтовым сервером, называют пользовательским агентом (User Agent, UA). Современные почтовые клиенты позволяют взаимодействовать с серверными модулями основных протоколов электронной почты (SMTP, POP3 и IMAP4).

· Протоколы взаимодействия почтовых клиентов с серверами. В настоящее время основными протоколами являются:

o SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), использующийся сервисом электронной почты для передачи сообщений от отправителя к получателю.

o POP3 (Post Office Protocol версии 3) и IMAP4 (Internet Message Access Protocol версии 4), обеспечивающих выборку входящих сообщений из почтового ящика. Протокол POP3 является более простым и, соответственно, менее функциональным и защищенным, нежели IMAP4. Однако IMAP4 в настоящее время поддерживается не всеми почтовыми серверами и клиентами и поэтому является менее популярным.

Кроме того, большинство современных почтовых серверов позволяют клиентам осуществлять выборку сообщений из почтового ящика по протоколу HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) - основному протоколу, который используется одним из самых популярных в настоящее время сервисом WWW.

3. Общение в Интернете

Веб-форум - класс веб-приложений

для организации общения посетителей веб-сайта.

Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Распространённая иерархия веб-форума: Разделы → темы → сообщения.

Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» (также употребляются кальки «топик», «топ» от англ. topic; «тред», «трэд» отангл.

thread).

Отклонение от начальной темы обсуждения (т. н. оффтоп, как и флуд) (англ. Off-topic) часто запрещено правилами форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы - участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных зарегистрированных участников, иногда и незарегистрированных,- гостей.

На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям (гостям), на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) — те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант — когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие — только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников.

Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте.

В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине. На данный момент форумы сосуществуют наравне с блогами и микроблогами.

(Twitter от англ. tweet — «щебетать», «болтать») — интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов.

Эти две формы общения в Интернете практически не уступают друг другу по популярности.

Чат (англ. chatter — болтать) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств.

Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями, например, ICQ.

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое рас­пространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компью­терная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.

Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Обычно на сайте сети возможно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой учётную запись пользователя смогут найти другие участники.

Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com(«Одноклассники» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.

4. Электронная коммерция

Электронная коммерция (от англ. e-commerce) — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

К электронной коммерции относят:

· электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),

· электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS),

· электронную торговлю (e-trade),

· электронные деньги (e-cash),

· электронный маркетинг (e-marketing),

· электронный банкинг (e-banking),

· электронные страховые услуги (e-insurance).

По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной коммерции в мире составляет 680,6$ млрд долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США.

На 2011 год в России насчитывается порядка 30 000 интернет-магазинов, большая часть из которых находится в регионах страны. По статистике, за год в России закрывается порядка 10% интернет-магазинов, но вместо них открывается 20-30% новых. Сам рынок электронной коммерции в РФ прогнозирует свой рост в 2 раза за ближайшие четыре года.

Толчком для развития электронной коммерции в России может стать политика центра информационных технологий Сколково, в том числе в сфере онлайн-работы.

Интернет-магазин (англ. online shop или e-shop) — сайт, торгующий товарами в интернете. Позволяет пользователям сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа в сети Интернет.

Основные способы оплаты покупок в интернет-магазине:

· банковская карта — безналичный вид расчёта, который часто подвергается нареканиям в плане безопасности;

· банковский перевод — оплата за заказ производится банковским платежным поручением на расчётный счет магазина;

· наличный расчет — товар оплачивается курьеру наличными деньгами при получении покупателем товара;

· электронные деньги — безналичный вид расчёта;

· терминалы моментальной оплаты — оплата производится в уличных платёжных терминалах;

· SMS-платежи — это не платежи типа «отправьте sms на короткий номер и получите мелодию». Интернет-магазин формирует запрос средств и передает его в одну из специализированных систем электронных платежей (аналогично другим способам), и отправляя туда пользователя. Пользователь уже во взаимодействии с платежной системой отправляет sms с указанными системой реквизитами и подтверждает платеж. Платежная система после подтверждения отправляет магазину уведомление об успешности или неуспешности перевода;

· наложенный платеж — товар оплачивается на почте при получении. Данный способ, как правило, ограничен государственными границами, поскольку отправкой товаров наложенным платежом занимаются в основном государственные почтовые службы. В России отправка наложенным платежом возможна. Такой способ гарантирует получение товара, однако, почтовые отправления в России идут довольно долго. Кроме того, оплатить посылку надо до ее получения, либо отказаться от нее. Таким образом, потребитель лишен возможности проверить товар;

Следует обратить внимание на то, что существуют способы оплаты, подверженные мошенническим операциям и вследствие этого не используемые честными интернет-магазинами:

· Перевод по Western Union. Данный вид перевода применим только между частными лицами, нет возможности отзыва или опротестования платежа.

· «Обычные» SMS-платежи на короткий номер с неизменяемой суммой. Нет возможности отзыва или опротестования платежа. Маленькие суммы, отсутствие квитанций. По причине своей простоты часто используется в различных мошеннических схемах, и обычно не применяется серьёзными интернет-магазинами, работающими, как говорилось выше, через специализированные платежные системы.