Условия возникновения и структура рынка

Маятник спроса и предложения, характеризующий двойственность отношений полезности, устанавливается в той или иной позиции двойственного отношения и характеризует равновесную цену мультидвойственного отношения полезности. Эта цена всегда имеет не только качественную, но и количественную оценку. Цена может выступать в качестве критерия полезности, если она соответствует предельной полезности товара (степени его важности и насыщенности им рынка). При повышении цен происходят сдвиги в структуре и иерархии полезностей, на практике - в структуре спроса и потребления. Если растут цены товаров, их относительная полезность (а значит и спрос на них) будет падать. Равновесная цена двойственных отношений характеризует установившиеся связи между взаимодействующими системами, их оболочками и подоболочками. Она характеризует интеграционные связи. При смещении маятника спроса-предложения в ту или иную сторону будет меняться и структура этих мультидвойственных отношений.

Спрос и предложение - это фундаментальное отношение двойственности в экономической сфере отношений, и, в первую очередь, теории стоимости. Главная проблема этой теории - удовлетворение потребностей человека. На первом месте здесь стоит потребительская стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. Ключевая идея теории полезности заключается в том, что вместо теоретических споров вокруг стоимости, рассматриваются проблемы взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы рыночных отношений. Отношение объема спроса на рынке к объему предложений являются важнейшими характеристиками, характеризующими степень равновесности. Теория полезностей в экономике имеет прямую аналогию и в других иерархических системах. Например, взаимодействие одноклеточных и многоклеточных организмов и процессы интеграции, протекают в соответствии с теорией мультидвойственности, теорией полезности - между производителями и потребителями ресурсов, имеющих для взаимодействующих сторон статус полезности. «Рыночные» отношения полезности проявляются в иерархических системах любой природы, в самых разнообразных формах, но их сутью является двойственное отношение «спроса» и «предложения». В химии это отношения валентности, которые лежат в основе всех взаимодействий химических веществ и их сплавов, в биологии - это отношения «спроса» и «предложения», например, между одноклеточными организмами и внешней средой, в процессе их деятельности и размножения. В физике эти отношения фактически лежат в основе всех взаимодействий атомов и элементарных частиц. В мозге человека рост аксона порождает предложение, на которое по мере роста, находится спрос. Удовлетворение этого спроса наступает в тот момент, когда отросток аксона соединяется с той или иной нервной клеткой, запросившей его «услуги», и т. д. Вообще везде, где существуют отношения двойственности, а они существуют везде, там всегда проявляются и «рыночные» отношения, формируя равновесную цену «спроса» и “предложения” и являются главным механизмом естественных процессов самоорганизации Вселенной, самоорганизации материи.

Говоря о рыночных отношениях, которые господствуют в природе, нельзя не согласиться с утверждением, что «бог не играет в кости, создавая свои творения». Рыночные отношения не являются случайными. На рынке всегда присутствуют два противоположных по своим потребностям объекта. Они целеустремленно, осознанно, ищут друг друга. И как только они встречаются, то между ними начинаются интеграционные процессы. Любая интеграция, даже на бессознательном уровне осуществляется, благодаря этому, осознанно и целенаправленно, используя простые правила. Вначале из всех претендентов в первую очередь удовлетворяются самые главные отношения полезности, составляющие принципиальный характер интеграции. Затем, по мере важности отношений удовлетворяются все другие отношения. Если при этом будут удовлетворены все отношения, то будет достигнута гармонизация отношений. В результате гармонизации мы получим равновесную цену, при которой объем спроса будет равен объему предложений. [4]

Например, представляет интерес взглянуть с позиций «рыночных» отношений на проблему союза протона и электрона, который вращается в атоме по системе боровских орбит. Очевидно, что эти отношения должны быть таковы, чтобы они характеризовались равновесной ценой, чтобы их объем был равным. При малой массе отрицательно заряженного электрона и большой массе положительно заряженного протона баланс «рыночных» отношений может быть, достигнут за счет соответствующего изменения радиуса боровской орбиты. Поэтому любое возмущение протона, порождает соответствующую систему боровских орбит, находясь на которых электрон совместно с протоном образует нейтрально заряженную структуру.

Таким образом, в основе интеграционных процессов лежит рыночный закон спроса и предложения. Всегда, когда каждой системе (оболочке системы) чего-нибудь не хватает, когда между двумя иерархическими системами (оболочками) возникают устойчивые отношения двойственности (полезности, целесообразности), мы можем вести речь о возникновении интеграционных процессов, о возникновении «рыночных» отношений.

Интеграция происходит не сама по себе. Она диктуется такой же необходимостью, которая толкает одноклеточные организмы к созданию интегрированной системы. В условиях все более углубляющегося кризиса иерархия представляет собой единственную магистральную дорогу, встав на которую можно удовлетворить оптимальным образом свои потребности, осуществить гармонизацию отношений. Таким образом, за многообразием, многоуровневостью отношений иерархии, сложностью проведения анализа систем, за сложными связями между интегрированными системами скрываются достаточно простые закономерности.

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Изначально двойственные отношения спроса и предложения по мере их усложнения и преобразования в сложную иерархическую систему мультидвойственности могут формировать и формируют антагонистические отношения антиполезности, которые могут соответствовать отношениям хищников и их жертв. Эти антагонистические отношения вырастают из отношений конкуренции.

Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкуренция и ее виды могут быть самыми различными и может проявляться в самых различных сферах. Конкуренция может быть внутриотраслевой, межотраслевой, совершенной и несовершенной, монополистической, ценовой и не ценовой, добросовестной, недобросовестной и т. д. Усложнение отношений мультидвойственности ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки.

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. По мере возрастания сложности отношений иерархии, структура этих отношений становится все более сложной. Она становится все более неустойчивой. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Возникновение таких структур обусловлено, прежде всего, тем, что по мере усложнения мультидвойственных отношений спроса и предложения механизмы саморегуляции этих отношений уже не работают. Возникает необходимость в создании механизмов регуляции. И такие механизмы возникают в рамках монополизированных (интегрированных) структур, демонстрируя их большую эффективность по сравнению с чисто рыночными отношениями.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на создание и совершенствование компенсационных механизмов, направленных на удовлетворение многих общественных потребностей, не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом и направленных на формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержку здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т. е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления. Все эти и другие недостатки вызваны, прежде всего, тем, что развиваясь в соответствии с законами иерархии, накапливающиеся противоречия решаются чаще всего методами, противоречащими этим законам.

Одним из эффективных методов смягчения возникающих рыночных противоречий являются меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики, предусматривающие создание различных социальных надстроек и компенсаторов, создающих стимулы для их совершенствования, мер на проведение разумной экономической политики. Особое внимание необходимо уделять контролю над конкуренцией. Для достижения оптимального сочетания различных видов конкуренции и ее защиты создается, действует и совершенствуется антимонопольное законодательство.