IV. Изложение нового материала.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать знания о структурах ВНД

2. Сформировать знания о физиологических свойствах коры

3. Сформировать знания о условном и безусловном рефлексе

4. Сформировать знания о типах высшей нервной деятельности

5. Сформировать знания о электрических явлениях в коре

6. Сформироватьзнания о первой и второй сигнальной системе

1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

А. Индивидуальные задания студентам в виде вопросов у доски.

1.Рассказать о строении и функции яичка, о составе спермы

2. Рассказать о строении и функции семявыносящего протока и семенного пузырька

3. Рассказать о предстательной и бульбоуретральной железах

4. Рассказать о наружных мужских половых органах: половой член, мошонка

5. Рассказать о физиологическом процессе сперматогенезе

 

План:

1. Структуры осуществляющие психическую деятельность

2. Физиологические свойства коры

3. Условные и безусловные рефлексы

4. Торможение условного рефлекса

5. Электрические явления в коре

6. Первый и второй сигнальные системы

7. Типы ВНД

8. Физиологические основы памяти, речи, сознания

 

Конечный мозг является одним из сложных органов человека. Функции этого отдела ЦНС настолько отличаются от функций ствола и с/м, что они выделяются в особую главу физиологии, называемую вышей нервной деятельностью.

Этот термин введен И.П. Павловым. Деятельность нервной системы, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, И.П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью.

Под ВНД он понимал-поведени, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой? И.П. Павлов своими исследованиями доказал не только рефлекторную деятельность, коры мозга, но и открыл качественно новый высший тип рефлексов- условные рефлексы.

Условные рефлексы- это элементарные акты, из которых складывается поведение человека и животных. Они индивидуальные и временные, они могут образовывается и исчезать. В месте с тем было установлено, что поражение коры полушарий приводит к безвозвратной утрате приобретенных реакций, выработанных в процессе индивидуальный жизни- условныхрефлексов.

Кора полушарий большого мозга представляет собой совокупность ядер различных анализаторов, между которыми находятся рассеянные элементы разных смежных анализаторов.

У человека и других позвоночных с помощью специальных приборов можно зарегистрировать спонтанные электрические колебания, для которых характерна соответствующим периодичность.

Эти постоянные колебания отражают элементарную активность коры и обозначаются термином электроэнцефалограмма-ЭЭГ. При анализе ЭЭГ учитывают частоту, амплитуду, форму и продолжительность ее электрических колебаний.

У взрослого человека в состоянии покоя и при отсутствии внешних раздражителей на ЭЭГ наблюдаются регулярные волны, идущие с частотой 8-13Гц и имеющие амплитуду около 50мкВ- эти волны обозначаются как d – ритм, наиболее выражены в затылочных долях коры.

Переход человека от состояния покоя к деятельности ( умственная работа, восприятия света и т.д.) сопровождаются исчезновением d-ритма и появлением частых 14-30 Гц и имеет амплитуду 25 мкВ колебаний --ритм. Если человек в состоянии покоя переходит не к активной деятельности, а ко сну то появляется более медленные и высокоамплитудные по сравнению с d- ритмом волны.

Тета волны- 4-7Гц и 100-150мкВ.

Дельта-ритма -0,5-3,5Гц и 250-300мкВ.

В норме у не спящего человека тэта-и d-ритмы не появляются. Прекращение кровоснабжения мозга уже через 15с приводит к исчезновению его электрической активности.

Рефлексы- это закономерная реакция организма на изменение внутренней или внешней среды, которые осуществляются при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов.

По биологическому значению рефлексы делятся:

1) Витальные - пищевые, болевые, половые, локомоторные(перемещение тела), оборонительные.

2) Зоосоциальные - родительское поведение, игровое поведение.

3) Рефлексы саморазвития

От места расположения:

1) Экстероцепторные

2) Интероцептивные

3) Пропреоцептивные

По характеру ответных реакций:

1) Секреторные

2) Трофические

3) Двигательные

Рефлексы делятся на:

1) Простые

2) Сложные

В зависимости от того, какой отдел ЦНС участвует в рефлекторной деятельности, различают:

1) Кортикальные - нейроны коры больших полушарий

2) Мезенцефальные - нейроны среднего мозга.

3) Бульбальные - нейроны продолговатого мозга

4) Спинальные - нейроны сри.

Для образования УР необходимо:

1) Наличие 2-х раздражителей – индифферентного, такого, который может быть условным, и безусловного

2) Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному.

3) Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.

4) Отсутствие отвлекающих других раздражителей

5) Антивное состояние коры г/м, отсутствие патологических процессов

Безусловные рефлексы (или инстинкты) – это враждебные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны всем животным и человеку ( сосательные, пищевые, защитные и половые).

Безусловные рефлексы имеют готовые анатомически сформулированные рефлекторные дуги.

Б.Р- относительно постоянные рефлекторные р-ции, малоизменяющиеся, инертные, в результате чего за счет безусловных рефлексов невозможно приспособится к новым условиям существования.

У.Р. могут исчезать т.е. торможение У.В.

Виды внутреннего торможения:

1) Угасание

2) Запаздывание

3) Диференцированый

4) Запредельное

5) Условный тормоз.

Между нейронами, отвечающими за образование У.Р и Б.Р. замыкаются временные связи. Существуют 2 основных гипотезы замыкания временных связей:

1) Синоптическая – предрасполагающая, что механизм формирования У.Р.являются изменение эффективности синапсов

2) Мембранная – утверждающая, что основным механизмам У.Р. является изменение свойств возбудимости постсинаптической мембраны.

Механизмы образования и торможения У.Р. сходны.

Гипотеза Анохина предполагает, что в основе торможения лежит конкурентная борьба, столкновение различных возбуждений.

1 сигнальная система – обеспечивает восприятие конкретных раздражителей ( звук, химические и физические факторы и т.д.) внешней среды, их анализ и синтез корой г/м. Она свойственна как человеку так и животному.

2 сигнальная система – возникла в процессе трудовой деятельности, общественных отношений и формирования нервных функций мозга: восприятие и произношение слов, мимике, жестов, их понимания. При этом совестная сигнализация, речь, язык, являются главнейшими средствами отношений между людьми т.о. 2 с.с. играет важную роль в обучении человека. Изменение социально среды влечет за сбой и изменения в формировании 2 сигнальной системы.

Известно, что нервной системе взаимодействуют 2 процесса: возбуждения и торможение. В основе типологии нервной системы лежит, сила и подвижность нервных процессов.

Подвижность – на сколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот.

1) Холерик

2) Сангвиник

3) Флегматик

4) Меланхолик

Все типы адаптируются в популяции. Нельзя сказать какой хуже, а какой лучше.

Известно, что смена дня и ночи ведет за собой суточный, или циркоидный, ритм поведения.

Периодическая смена освещения и сопутствующих внешних раздражителей играют особенно важную роль в становлении внутреннего ритма.

Смена сна и бодрствования – это одно из проявления внутреннего суточного ритма организма человека, является непременным условием жизни.

В ночном сне различают периоды колебания ЭЭГ

1) Медленного сна – медленные амплитудные, сопровождается вегетативным тонусом: сужаются зрачки, розовеет кожа, усиливается потоотделение, слезо-и слюноотделение, активность ССС, дыхательной, пищеварительной и выделительной системы характерны медленные движения глаз.

2) Быстрого сна – на ЭЭГ регистрируется высокочастотные и низкоамплитудные колебания, характерные для человека, который не спит. Поэтому быстрый сон стали называть парадоксальным, а медленный ортодоксальным.

Для человека, кот находится в состоянии дремоты характерен d – ритм (стадия А).

При легкой сонливость неустойчивая высокоамплитудная активность (стадия В)

Поверхностный сон – низкоамплитудный медленные волны ( стадия С ).

Глубокий сон – усиление высокоамплитудной медленной активности (стадия D и E)/

У взрослых на протяжении ночи отмечается 4-6 циклов быстрого сна, продолжительность каждого по 20минут. Значение быстрого сна для улучшения самочувствия с возрастом увеличивается.

Продолжительность сна индивидуальна. Установлено, что в регуляции сна учувствует нейрохимические вещества серотонин и норадреналин.

Медленный сон – регулируется серотонинэрической системой ядер продолговатого мозга: установлена прямая зависимость сна от общего уровня серотонина и его обмена и функциональной активности этих мозговых структур.

За быстры сон и состояние бодрствование отвечают катехоламинэргические нитроны моста и ретикулярной фармации среднего мозга. Функция медленного сна основная – процессы, связанные с метаболизмом белков и РНК, причем главным образом в глиальных клетках определенных структур мозга.

Нарушения сна ведут к развитию функциональных нарушений нервной системы, возникновению заболеваний.

Пометь – основное свойство нервной системы, это хранение информации о событиях внешнего мира и реакция организма на эти события и использование этой информации для построения текущего поведения.

Виды памяти:

1) Оперативная ( сенсорная) – информация хранится 500 миллисекунд.

2) Кратковременная – информация хранится в течение нескольких минут и даже часов.

3) Долговременная – информация хранится постоянно.

Считается, что кратковременная память образуется за счет конфирмационных изменений макромолекул и постсинаптическом уровнях.

Многие считают, что в основе лежит ревербоция возбуждения.

Для объяснения долговременной памяти нет единой гипотезы, но предполагают, что носителями являются белковые молекулы ( проопреокортин 95 аминокислот, нарезается на более короткие олигопептиды ).

А КТГ. Являются фрагментом прооприокорпенд. считают, что ДНК является носителем долговременной памяти.

Долговременная память делится:

1) Образная

2) Вербально-логическая

3) Эмоциональная

4) Моторная

В процессе запоминания учувствуют мозжечок, круп-папица, кора больших полушарий. Особую роль играет гиппокалеп.- здесь идет преобразование кратковременной в долговременную память.

Анализ и синтез в коре больших полушарий!

Деятельность нервной системы не возникла без переработки текущей информации. Различают 2 стороны переработки информации:

1) Анализ – т.е расчленение информации на отдельные компоненты.

2) Синтез

Существует специализация между полушариями. Левое отвечает за анализ информации, а правая за синтез информации.

Нормальная работа мозга возможна при интегративной деятельности обоих полушарий обеих полушарий. Анализ и синтез лежит в основе мышления.

Мышление – это сложный вид корковой деятельности, которая строится на основе речи.

Мышление – это свернутая речь.

Изучая онтогенез мышления, Выготский в 20-х годах ХХ в. Наблюдал за детьми. Дети по мере взросления с начало проговаривают в слух (речь) свои поступки, затем переходят в шепот, затем во внутреннюю речь.

Мысль – это концентрированная внутренняя речь. Мышление связано с ассоциативной корой, а также со зрительной и слуховой.

Для реализации необходима лимбическая система.

Критерии оценки ВНД:

1) Адекватное поведение

2) Поменять

3) Обучаемость

4) Мышление

5) Сознание

Механизмы формирования целенаправленной деятельности человека.

Все поведение человека программируется, т.е. создается программа – это модель того, что произойдет с организмом.

В основе модели лежит функциональная система, которая опирается на прошлый жизненный опыт, на текущую информацию, в которую входит не только информация от окружающей среды, но и от внутренних органов – в результате планируется тот или иной поведенческий акт.

В основе поведения лежит определенная на данный момент потребность, которые бывают биологические и социальные.

Текущая потребность вызывает в нервной системе доминируют мотивацию, которая определяет все последующие этапы деятельности мозга по формированию поведенческих программ ,

Поведение – отражает полезный результат. Вкачестве полезного результата – удовлетворение потребности и снижение мотивации при этом используется долговременная память.

Доминирующая мотивация извлекает из памяти необходимые еи элементы , которые нужны для достижения полезного результата .

Для адекватного сознания поведенческой реакции необходима оценка текущей информации . Происходит возбуждение и кодирование информации .

Функциональную систему , отвечающую за поведение , нельзя локализовать в определенной анатомической структуре . Можно оценить степень участия этих структур в создании доминирующей ситуации .

Важную роль играет таламус и связанная с ним ассоциативная кора. Вероятная программа дает команды, в результате которых совершается действия и достигается либо нет полезный результат.

По механизму обратной связи поступает информация о полезном результате. При отсутствии ожидаемого результата включаются механизмы для его достижения:

1) Сохранение программы действия в кратковременной памяти и повторение действия.

2) Отрицательные эмоции, которые сигнализируют о неуспехе действия, что может привести к изменению мотивации.

3) Возникновение стойкой мотивации, побуждающей к перестройке программы действия для достижения полезного результата.