III. Изложение лекционного материала

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе.

2. Сформировать анатомо-физиологические аспекты потребностей человека.

3. Сформировать знания об истории развития анатомии и физиологии.

4. Сформировать знания об этапах становления анатомии и физиологии.

1. Знания о человеке как о биосоциальном существе необходимы на дисциплинах: «Основы сестринского дела», «Валеология», «Психология».

2. Знания о человеке как о биосоциальном существе необходимы в вашей дальнейшей практической деятельности.

3. Знания об истории развития и этапах становления анатомии и физиологии необходимы для изучения философии предмета в медицинском университете и в послевузовском образовании.

 

План:

1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.

2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека.

3. Методы, использованные для изучения анатомии.

4. Этапы развития анатомии.

5. Великие ученые-анатомы.

6. Анатомическая номенклатура.

7. Оси, плоскости тела, условные линии.

 

1. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.

Анатомия и физиология относятся к числу биологических дисциплин.

Биология подразделяется:

1. Морфология – (от греч. Morphe – форма, строение).

2. Эмбриология – (наука развития организма от зачатия до рождения).

3. Физиология - (изучает функции).

В переводе с греческого anatemno – означает рассекаю. Основным методом анатомии было рассечение трупов.

Анатомия– наука о форме, строении органов и развитии организма в целом человека под воздействием окружающей среды. Предметом изучения анатомии является человек. Изучая любой орган, нас интересует для чего он предназначен, т.е. какую функцию он выполнят.

Функция– это деятельность органа.

Например, почка – образует мочу, печень - образует желчь. Таким образом: строение изучает анатомия, а функции – физиология.

Физиология– изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий внешней среды и при различном состоянии организма.

Анатомия и физиология являются составными частями биологии. Отделить анатомию от физиологии можно только теоретически, а практически нельзя.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Они являются фундаментом медицинской науки. Нельзя проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомию человека.

Анатомия связана практически со всеми медицинскими науками: патанатомия, физиология, нервные болезни, эндокринология, гистология – histes – ткань, цитология – cytos – клетка, эмбриология – embrion – зародыш.

Анатомия и физиология делятся на нормальную и патологическую.


 

Анатомия

 

СистематическаяТопографическаяПластическаяВозрастная

( нормальная ) местоположение Формы и про- строение

Изучает строение органов порции тела тела ч-ка

тела человека по человека от возраста

системам

Патологическая

Изучает поврежденные органы и ткани

 

Физиология

 

ОбщаяЧастная Прикладная

Изучает основные Изучает особенности Физиология труда

жизненные процессы отд. органов, тканей питания, спорта

 

2. Человек как биосоциальное существо. Потребности человека: Опережающие задание на дом.

3. Методы, используемые для изучения анатомии:

1. Метод рассечения (скальпель, пинцет, пила).

2. Увеличение или микроскопический (под лупой, микроскопом).

3. Рентгенографический (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография).

4. Метод наполнения или коррозии (орган заполняют затвердевающим веществом, опускают в щелочь или в кислоту, разрушают, и образуется слепок от налитых образований.

5. Метод просветления (основан на разности преломления лучей).

6.Соматоскопический метод или визуальный осмотр.

7. Антропометрический метод – путем измерения частей тела.

8. Эндоскопический метод – при помощи приборов.

9. Метод препарирования – послойное рассечения.

10. Метод ощупывания.

11. Метод перкуссии (простукивания).

12. Метод аускультации (прослушивания).

13. Метод люминисценции – готовые мазки обрабатывают светящимся веществам.

14. Инъекционный метод (в полые органы вводят красящие в-ва) – погибщие клетки светятся, их можно сосчитать.

В современной анатомии используются новые методы – компьютерная томография, УЗИ, ядерномагнитный резонанс, ЭКГ, ЭЭГ.