Учебные вопросы

Общая характеристика договоров на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с участием подразделений МЧС России и иные виды договоров, заключаемых подразделениями пожарной охраны.

Вводная часть

V. Текст лекции

IV. Учебно-материальное обеспечение

 

1. Демонстрационные плакаты и схемы.

2. Мультимедийный проектор и информационные слайды.

3. ЭВМ и программное обеспечение.

 

 

 

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему №40 «Особые договоры с участием МЧС».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации.

2. Общая характеристика договора на пожарную охрану.

3. Общая характеристика договора поставки для нужд МЧС России.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

Вопрос 1. Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации.

Возможность участия подразделений пожарной охраны в договорных (гражданско-правовых) отношениях обусловлена тем, что отдельные подразделения системы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации наделены правами и обязанностями юридического лица.

При заключении договоров подразделение пожарной охраны выступает как юридическое лицо, а не как орган управления, наделенный властными полномочиями. Стороны при заключении договора равноправны, вправе сами избирать свое поведение. Данные договоры можно оспорить в судебном порядке.
Вместе с этим необходимо отметить, что некоторые представители административно-правовой науки рассматривают заключение подразделением пожарной охраны гражданско-правовых договоров в качестве формы управленческой деятельности. Такой подход представляется неправильным. На это обращалось внимание в специальной литературе. Данный орган не является субъектом исполнительно-распорядительной деятельности; он есть субъект имущественных прав, подпадающих под действие норм гражданского, но не административного права. Кроме этого, необходимо учесть, что договор является правовым средством не административного, а гражданского права, нормы которого закрепляют понятие договора, порядок его заключения, исполнения и прекращения.

По общему правилу основанием возникновения договорных отношений являются правомерные юридические действия лиц, вызывающие те юридические последствия, на которые они направлены. Для подразделений пожарной охраны таким юридическим фактом является договор. Однако имеет значение и такой юридический факт, как административный акт, ввиду того, что в большинстве своем договорные отношения с участием подразделений пожарной охраны основываются на актах административно-правового характера. Кроме того, статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет акты государственных органов и органов местного самоуправления в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

В своей практической деятельности государственные учреждения – подразделения пожарной охраны МЧС России, чаще всего сталкиваются с тем, что возникновение гражданских прав и обязанностей основывается на договоре и административном акте, либо административный акт предписывает необходимость заключения гражданско-правового договора. Для подразделений пожарной охраны административным актом является соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, как правило, продублированное ведомственным нормативным актом. Важно отметить также необходимость разграничения административных отношений подразделений пожарной охраны как субъекта управленческой деятельности от гражданско-правовых отношений вышеуказанных подразделений как юридического лица в гражданском обороте. В договорных отношениях орган ГПС выступает как равноправный, самостоятельный и независимый субъект, а в административно-правовых же отношениях он выступает как орган управления, строящий свои отношения, основываясь на принципе «власти и подчинения».

Выделяют основные предпосылки участия подразделений пожарной охраны в договорных отношениях и их особенности. Предпосылками участия подразделений пожарной охраны в договорных отношениях являются следующие факторы:

1. Заинтересованность подразделений пожарной охраны в участии в данных отношениях в связи с возможностью получать дополнительные доходы.

2. Практическая потребность государства в участии данных субъектов в договорных отношениях.

3. Соответствие основных направлений деятельности подразделений пожарной охраны характеру и содержанию возникающих договорных отношений.

 

Особенности договорных отношений подразделений пожарной охраны Российской Федерации выражаются в следующем:

1. Подразделения пожарной охраны являются особым субъектом договорных отношений, обладающим специальной гражданской правоспособностью; В этой связи необходимо рассмотреть определенную специфику договорных отношений в пожарной охране с участием особого субъекта, который обладает специальной гражданской правоспособностью. Компетенция органов пожарной охраны определяется совокупностью тех задач, на решение которых они уполномочены от имени государства. И можно сказать, что органы пожарной охраны выступают в гражданском обороте как юридические лица, обладают специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо записаны в его учредительных документах. Гражданская правосубъектность органов ГПС подчинена задачам, для выполнения которых они созданы. А их участие в гражданских правоотношениях осуществляется в пределах, необходимых для нормального функционирования указанных органов.

2. Соответствие характера и целей деятельности подразделений пожарной охраны возникающим договорным (гражданско-правовым) отношениям; Участие органов ГПС в договорных отношениях носит вспомогательный характер и дополняет те функции, на решение которых ориентирована их основная деятельность. Вступление органов ГПС в гражданско-правовые отношения способствует во многом соответствие характера и целей деятельности указанных подразделений возникающим договорным отношениям. Также полагаю, что это позволит эффективно выполнять взятые обязательства, и с успехом повышать уровень материальной обеспеченности органов ГПС.

3. Договорные отношения подразделений пожарной охраны как юридических лиц и субъектов гражданского права относятся к числу нетипичных, что проявляется в отсутствии их нормативного закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации. Для договоров, одной из сторон которых являются органы пожарной охраны, ввиду того, что некоторые (в частности договор на пожарную охрану) из них считаются непоименованными договорами, существенными положениями являются: предмет; условия, необходимые для данных договоров; условия, относительно которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В случае не достижения соглашения по существенным условиям договоров, они считаются не заключенными и не порождают никаких правовых последствий. В случае если договор заключен, следует отметить, что вытекающим из него правоотношениям присуща определенная специфика, которая проявляется как в основаниях возникновения договорных обязательств, так и в их содержании. Как правило, подобные договорные обязательства кроме гражданского законодательства также регулируются ведомственными нормативными актами, что вносит в возникающие отношения элементы административно-правового регулирования, которые не прекращаются на стадии заключения договоров и продолжают существовать в некоторых правах и обязанностях сторон.

Особой специфичностью договоров, заключаемых с участием подразделений пожарной охраны, является то, что некоторые из них, как уже было сказано, относятся к числу непоименованных договоров, то есть таких договоров, которые не нашли нормативного урегулирования в действующем законодательстве. Для них характерна определенная не завершенность. Вместе с тем, в договорах с их участием могут сочетаться элементы различных известных законодательству договоров. Все споры, возникающие при заключении или исполнении договоров с участием органов ГПС, решаются не в административном, а в гражданском процессуальном порядке, то есть через судебные органы, на общих основаниях.

Анализируя всю совокупность гражданско-правовых отношений органов пожарной охраны, принимая во внимание направленность их работы, можно разделить договорные отношения с участием органов ГПС на несколько групп:

-договоры, направленные на передачу имущества. Это могут быть договоры аренды (имущественного найма), купли-продажи и другие, заключаемые органами пожарной охраны;

-договоры, направленные на выполнение работ. Такие договоры, как: на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений; на техническое обслуживание и ремонт компьютерной и организационной техники; на техническое обслуживание и ремонт пожарной и оперативной техники; на техническое обслуживание и ремонт средств связи; об исполнении той или иной работы в области разработки или исследованием по проблемам пожарной безопасности;

-договоры с участием кредитных организаций, например, договор банковского счета;

-договоры, связанные с оказанием услуг. К этой категории могут относиться, например, договоры с различными ведомствами на осуществление первоочередных аварийно-спасательных работ с последующей передачей таких работ ведомству; договоры о предоставлении услуг связи (например, пересылка почтовых отправлений), пользование городской и междугородней телефонной связью и др. В данную группу договоров входит также самый распространенный в системе подразделений ГПС: договор на пожарную охрану объектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что органы пожарной охраны могут являться полноправными субъектами гражданских правоотношений.