ВОПРОС 7. Толкование конституции.

Официальное толкование норм конституционного права дается уполномоченными на то государственными органами. Оно формулируется в специальных актах.

Толкование – это деятельность, направленная на уяснение смысла закона, его содержания для правильного понимания и применения.

Конституция Беларуси закрепляет полномочие Парламента давать толкование Конституции, законов (п.1 ст.97, п.1 ст.98). Такое толкование называется аутентичным (толкование органом, принявшим акт или иным уполномоченным органом).

Толкование Конституции дается Парламентом в форме конституционного закона.

Конституционный Суд осуществляет казуальное (правоприменительное) толкование, необходимость которого может быть вызвана спором. По результатам такого толкования дается заключение.

 

ВОПРОС 9. Сущность прямого действия Конституции Республики Беларусь.

С принятием нового Основного Закона закрепленные в нем правила имеют прямое действие.

Прямое действие означает, что у суда, органов исполнительной власти появилась возможность на законной основе применять нормы Конституции для решения конкретных споров, использовать эти нормы для издания обоснованных управленческих актов, рассмотрения жалоб и заявлений граждан. Нормы Конституции – это право наиболее высокой пробы, воплотившее достижения отечественной и мировой юридической мысли, кристаллизированный политико-правовой опыт человечества в его демократических устремлениях, особенно в части прав и свобод граждан.

 

ВОПРОС 10. Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Конституция Беларуси предусматривает два способа ее изменения: Парламентом (ст.139 Конституции) и путем референдума (ст.140 Конституции). Инициатива внесения изменений и дополнений в конституцию принадлежит гражданам Республики Беларусь и Президенту.

Первый способ: вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию рассматривается палатами парламента. Применяется правило простого двойного вотума – закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Парламент не может вносить изменения и дополнения в Конституцию в период чрезвычайного положения, а также в последние 6 месяцев полномочий Палаты представителей.

Второй способ: решение об изменении и дополнении Конституции считается принятым путем референдума, если за не го проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

 

ВОПРОС 11. Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию 1994 года по результатам республиканских референдумов 1996, 2004 гг.

Как уже отмечалось выше 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме Конституция 1994 года претерпела некоторые изменения. Они коснулись многих положений Основного закона, в результате чего был закреплен принцип верховенства права, признание государственными языками белорусского и русского, закреплено право каждого на достойный уровень жизни, изменен круг субъектов, обладающих правом инициирования проведения республиканского референдума, образован двух палатный Парламент, закреплен принцип косвенного избирательного права, изменен статус правительства, образован Комитет государственного контроля, введено право отзыва депутата, изменено место Конституционного суда в системе органов государственной власти, изменен порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию.

17 октября 2004 г. состоялся республиканский референдум, на который был вынесен вопрос «доверяете ли Вы первому президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в президенты республики Беларусь в выборах Президента, и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом республики Беларусь на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Большинством голосов отдано за принятие решения.