ВОПРОС 2. Конституционное развитие Беларуси (сравнительный анализ Конституций 1919, 1927, 1937, 1978 гг.).
В Беларуси были приняты пять конституций:
1) Конституция 1919 г. - восприняла основные идеи и принципы Конституции РСФСР 1918 года; закрепила образование БССР; наиболее идеологизированная; носила классовый характер; установила диктатуру пролетариата, признала применение насилия в целях утверждения социалистического строя;
2) Конституция 1927 г: провозгласила диктатуру пролетариата, закрепила вхождение в БССР в состав СССР, закрепила равенство белорусского, русского, еврейского, польского языков; учредила двойное гражданство
( БССР, СССР); закрепила неравное избирательное право для сельского и городского населения;
3) Конституция 1937 г. - утвердила два государственных языка; ввела государственный народный план; закрепила равное избирательное право;
провозгласила руководящую роль КПСС; учредила депутатскую неприкосновенность; объявила лиц, осуществляющих покушение на
социалистическую собственность, врагами народа;
4) Конституция 1978 г. - диктатура пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса; КПСС- основа всей государственной структуры; закрепила права граждан на жилище, охрану здоровья и др.; впервые включила норму о суверенитете БССР; впервые закрепила положение о том, что наиболее ванные вопросы государственной
жизни ставятся на всенародное голосование.
Для первых четырех Конституций общими специфическими чертами являлись: классовый характер, закрепление господствующей лишь одной идеологии, исключение многопартийности, отсутствие многообразия форм собственности, подчинение интересам социалистического и коммунистического строительства.
В Конституциях 1919, 1927, 1937, 1978 гг. не получили отражения положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
ВОПРОС 3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.: разработка, принятие.
Огромное значение для принятия новой Конституции имела Декларация о государственном суверенитете. Объявив суверенитет республики, декларация закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность белорусского народа. Декларация определила соотношение властных полномочий Союза и республики. Теперь не Конституция и законы СССР имели верховенство, а объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов республики. В декларации имелись положения, предопределяющие содержание будущего проекта Конституции Беларуси.
22 июня 1990 г. верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. В рамках данной комиссии образовались две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. Затем был выработан единый текст проекта и предложен верховному Совету. Предложенный проект был одобрен не сразу. Развернулась серьезная дискуссия относительно вопроса о форме республики. Многие высказывались за придание Беларуси статуса парламентской республики, однако большинство высказалось за президентскую, неоднозначным был подход к административно-территориальному устройству страны, к статусу депутатов, определению государственного языка.
В итоге разногласий и противоречий по проекту Конституции образовалось столько, что принятие исторического решения – новой Конституции – затянулось на четыре года. 15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь.
Существует так называемое обновление конституции, что предполагает внесение в нее изменений и дополнений.
Частое обновление Конституции свидетельствует о нестабильном развитии государства либо недостатках Основного Закона. Самая стабильная Конституция – Конституция США 1787 г. Это обстоятельство возлагает на нас моральную обязанность признать достоинство и высокий уровень развития населения этой страны.
Конституция Республики Беларусь существенно изменялась дважды: 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Референдум 1996 г. фактически предложил нам новую редакцию Конституции. В основном изменения коснулись перераспределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством.
Референдумом, проведенным в 2004 году, была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности два срока.
ВОПРОС 4. Основные принципы Конституции Республики Беларусь и характерные особенности Конституции Беларуси.
Основными принципами, на которых основывается Конституция Республики Беларусь, являются принцип ответственности народа Республики Беларусь за настоящее и будущее; принцип приверженности общечеловеческим ценностям; принцип неотъемлемости права на самоопределение.
Особенности Конституции 1994 г.:
1) это первая Конституция Беларуси как суверенного государства:
2) человек признан высшей ценностью общества и государства;
3) нормы Конституции соответствуют общепризнанным нормам международного права;
4) личность и государство равны;
5) закреплен принцип разделения властей;
6) введен институт президентства и др.
ВОПРОС 5. Структура Конституции Республики Беларусь.
Структура Конституции представляет собой систему группирования конституционных норм и последовательное их расположение.
Структура Конституции Республики Беларусь стандартна: преамбула, основная часть и заключительные переходные положения. Конституционные нормы включают разделы и главы, в них 146 статей
Основная часть Конституции состоит из девяти разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего 8 глав).
Далее изучение структуры Конституции Республики Беларусь по источнику.
ВОПРОС 6. Роль и значение преамбулы в структуре Конституции Республики Беларусь.
В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное значение для уяснения других норм Конституции