ВОПРОС 1. Понятие, назначение, юридические свойства и функции конституции.

В Саратовской области закон о внесении изменений в Устав области принимается областной Думой только после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем двумя третями выборных органов местного самоуправления.

При изменении просто наименования субъекта РФ (это относится к его собственной компетенции) новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конст. Указом Президента РФ (без особых процедур).

Толкование Конституции (ч.5 ст.125 КонституцииРФ).

Цель толкования – юидически точно определить как толковать нормы Конституции. Функция толкования закреплена за КС РФ (ч.5 ст.125 Конст. РФ). Это обусловлено тем, что Конст. РФ была принята референдумом, т.е. непосредственно народом и потому ее толкование должно осуществляться особым образом – путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.

С запросом в КС РФ о толковании норм Конституции РФ могут обращаться Президент РФ, Совет Федерации, ГД, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ (см. примеры в лекции, стр.31-32)..

Кроме официального толкования КС РФ сушествует казуальное толкование норм Конституции при рассмотрении дел о соответствии Конституции федеральных законов, иных НПА, законов и НПА субъектов РФ ( здесь выявляется конституционно-правовой смысл норм Конституии). Отличие официального толкования от казуального:

1.круг субъектов, которые могут инициировать офиц. толкование значительно уже. В него не входят Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и 1/5 часть депутатов ГД или членов Совета Федерации, которые названы в числе субъектов, имеющих полномочия обращаться в КС РФ с запросом о проверке соответствия НПА Конституции РФ, указанных в ч.2 ст.125 Конст.РФ.

2.2. Процедура рассмотрения КС РФ – разные. Дела об официальном толковании Конституции рассматриваются только в пленарном заседании КС РФ, а не в его палатах.

 

5.Конституции республик, уставы других субъектов РФ

 

Как Конституция Российской Федерации, так и конституции (уставы) субъектов Федерации характеризуются в качестве нормативных правовых актов, которые являются одним из видов источников права.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным правовым актам данного субъекта Федерации. Исходя из смысла статьи 66 Конституции Российской Федерации, в республиках, входящих в состав Российской Федерации, и имеющих статус государства в составе России, принимаются конституции, в других субъектах Федерации, являющихся государственными образованиями, принимаются уставы.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются основными законами субъектов. В соответствии со статьей 66 Конституции России конституции и уставы субъектов Федерации на основе федеральной Конституции определяют статус субъекта Федерации в составе Российской Федерации,т.е устанавливают полномочия субъекта Федерации, систему органов государственной власти, избирательную систему, основы взаимоотношений с Федерацией, основы местного самоуправления, основы экономики и финансов и другие основные направления организации жизнедеятельности субъекта Федерации. Конституции и уставы в ряде субъектов Федерации в своем названии в скобках имеют уточнение «основной закон». Например, Конституция (Основной Закон) Республики Алтай, Устав (Основной Закон) Алтайского края и т. д.

Основной закон субъекта федеративного государства является актом юридическим и политическим, но политический аспект здесь выражен значительно слабее, нежели в основном законе федеративного государства.

В политическом смысле конституция (устав) субъекта Российской Федерации выражает волю населения регионов о вхождении в состав единого многонационального государства, о формировании органов государственной власти и их компетенции в соответствии с федеральным законодательством, об учреждении целей правового регулирования и основ регионального законодательства в соответствии с федеральными конституционными принципами. В политическом смысле конституция (устав) субъекта Российской Федерации является вторичным актом по отношению к основному закону суверенного государства.

Как особенность конституций (уставов) субъектов Федерации можно выделить их учредительный характер, что в первую очередь предполагает самостоятельность субъектов Федерации по решению некоторых важных вопросов организации и функционирования государственной власти в субъекте Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Еще одной особенностью конституций (уставов) субъектов Федерации, как особых источников регионального права, является то, что они служат базой формирования, развития, совершенствования законодательства субъектов Федерации, выполняют задачу по обеспечению соответствия правовых актов субъектов Федерации нормативным правовым актам более высокой юридической силы, прежде всего - Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам.

В ряде субъектов Федерации созданы и действуют конституционные (уставные) суды по рассмотрению дел о соответствии нормативных правовых актов субъектов Федерации конституциям (уставам) субъектов.

Особенной чертой конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, по сравнению с иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, являются их стабильность и относительная устойчивость. Исходя из смысла статьи 66 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» для конституций (уставов) субъектов Федерации установлен особый порядок их принятия и внесения поправок. Статьей 5 данного Федерального закона установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации. В отношении же уставов субъектов Федерации Законом предусматривается возможность принятия их только законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона для принятия конституции (устава) субъекта Российской Федерации требуется квалифицированное большинство голосов депутатов – не менее двух третей от установленного числа депутатов.

В некоторых республиках в составе Федерации предусмотрен усложненный порядок принятия конституций. Например, в республиках Ингушетия, Тыва принятие новых конституций осуществляется посредством референдума. В Республике Мордовия после принятия новой Конституции законодательным органом она выносится на всенародное голосование.

В конституциях (уставах) определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках и изменениях. Так, Уставом (Основным Законом) Алтайского края (ст. 109) установлено, что предложения о внесении в Устав (Основной Закон) Алтайского края изменений могут вносить депутаты Алтайского краевого законодательного Собрания численностью не менее одной трети установленного числа депутатов; постоянные комитеты и комиссии, постоянные депутатские объединения Алтайского краевого законодательного Собрания; Губернатор Алтайского края; представительные органы муниципальных образований, наделенных статусом городских округов и муниципальных районов; граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Устава (Основного Закона) Алтайского края (в порядке краевой народной законодательной инициативы).

В конституциях, уставах субъектов Федерации могут закрепляться положения о недопустимости изменений законодательными органами субъектов Федерации отдельных глав, статей конституций, уставов (об основах конституционного строя республики, об основах правового статуса других субъектов Федерации, правах и свободах граждан и т.д.). Изменения таких положений основных законов осуществляется в усложненном порядке.

 

 

Термин «конституция» происходит от латинского «constitution», что означает - устанавливаю, учреждаю.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами.

Определение сущности конституции имеет значение для понимания назначения этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. В современном понимании сущность конституции заключается в компромиссе различных социальных и политических сил общества на базе признания общечеловеческих ценностей.

Юридические свойства конституции – это основные черты конституции как основного закона страны. Таковыми являются:

1) учредительный характер – нормы конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными по отношению ко всем иным нормам; конституция – это основной закон, т.е. главный закон государства, ядро правовой системы общества;

2) высшая юридическая сила – конституция является правовым актом высшего порядка, все другие правовые акты, принимаемые государственными органами Республики Беларусь, издаются на основе и в соответствии с конституцией, т.е. не должны противоречить ей. Правовой акт, либо его отдельные положения, противоречащие конституции, не имеют юридической силы;

3) стабильность – обеспечивается усложненным порядком внесения в нее изменений;

4) конституция – акт прямого действия.

Функции конституции – это основные направления ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве.

Основные функции конституции:

- юридическая – заключается в том, что конституция – это основной закон государства, она обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства;

- политическая – конституция устанавливает основы организации и деятельности органов государственной власти, а также основы участия граждан в управлении делами государства и общества;

- идеологическая – конституция закрепляет те духовные ценности, на которых основывается государство.