ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Средневековая теологическая философия -ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творения
Основные черты

особенности
Наиболее яркие представители
Теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог);
Изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе – в Библии);
  Сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
Человек выделяется из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
Выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего
Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру Бога.
✓Тертулиан Карфагенский(160 – 220)
✓Августин Блаженный(354 – 430)
✓Боэций(480-1280)
✓Альберт Великий(1193-1280)
✓Фома Аквинский(1225 – 1274)
✓Ансельм Кентерберийский(1033 – 1109)
✓Пьер Абеляр(1079 – 1142)
✓Уильям Оккам(1285 – 1349)
✓Николай из Отрекура(14век)

✓начала зарождаться еще в Римской империи в 1 -5вв. н.э. на основе раннего христианства, достигла высшего расцвета в 5-13вв. н.э; ✓отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира,, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством

 

Схема 2 к Лекции 5.