Тема: Сутність життя.
Лекция №3
Возрастные изменения пищеварительной системы.
Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.
С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.
Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.
Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.
У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.
Мета проведення: Знайомство з ієрархічною системою живих організмів, особливостями, що відрізняють живе від неживого.
План:
- Визначення поняття «система». Властивості систем.
- Визначення поняття «життя». Загальні властивості живих систем.
- Системно-ієрархічна сутність життя.
- Рівні організації живих систем:
· особливості молекулярного рівня організації людини;
· особливості клітинного рівня організації людини;
· особливості тканевого рівня організації людини;
· особливості організменного рівня організації людини.