СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

 

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность.

 

Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом (который бóльшую часть жизни провел в США) Питиримом СОРОКИНЫМ.

 

Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей или социальной группой места в социальной структуре общества. По сути, это означает перемещение личности, семьи или социальной группы в системе социальных связей.

 

Существуют два основных вида социальной мобильности – 1) межпоколенная и 2) внутрипоколенная,

и два основных типа социальной мобильности – 1) вертикальная и 2) горизонтальная.

Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.

 

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, нежели их родители. К примеру, сын рабочего становится инженером.

 

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Внутрипоколенная мобильность имеет второе название – карьера. К примеру, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

 

При рождении ребенок получает статус своих родителей. Родители, родственники, близкие к семье люди передают ребенку те представления о должном, запрещенном и рекомендованном поведении, которые господствуют в их среде. Однако, в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этом социальном слое, а претендовать и добиваться бóльшего. Если его статус изменен на более высокий, то имеет место восходящая мобильность. Однако, в результате жизненных катаклизмов (потери места работы, болезни и т.п.) человек может перейти в низшую социальную группу – при этом срабатывает нисходящая мобильность. Восходящая и нисходящая – всё это разновидности вертикальной мобильности.

 

 

Вертикальная мобильность – это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенным образом меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск – нисходящая мобильность. Повышение в должности – пример восходящей, а разжалование – нисходящей мобильности.

 

Горизонтальная мобильность – переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенного изменения социального положения.

Разновидностью горизонтальной мобильности выступает географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако, если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Миграция (от лат. migratio – переселение) – смена места жительства, перемещение людей на другую территорию (регион, город, страну) с изменением их социального статуса. Если деревенский житель переехал в город для того, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянно место жительства и нашел в городе работу, то это уже миграция.

 

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильности.

Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, класса, касты, ранга, категории. По мнению П. Сорокина,причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

· социальные революции,

· иностранные интервенции,

· нашествия,

· межгосударственные и гражданские войны,

· военные перевороты и смена политических режимов,

· замена старой конституции на новую,

· крестьянские восстания,

· междоусобная борьба аристократических родов,

· создание империи.

 

Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других людей.

 

О степени влияния социальной мобильности на судьбы людей можно судить по исследованиям американского социолога У. Брида.

У. Брид составил выборку из 105 белых мужчин, покончивших жизнь самоубийством в Нью-Орлеане в 1954-1955 гг. Всем им было от 20-ти до 60-ти лет, и, по крайней мере, в течение шести последних месяцев они жили в этом городе. Чтобы собрать данные о каждом из них, У. Брид беседовал с людьми, которые их знали лично. Кроме того, он изучал местные официальные документы. Однако всего этого оказалось недостаточно, ибо У. Брид не мог судить о том, насколько своеобразен и индивидуален был опыт людей, покончивших с собой. Поэтому он сформировал контрольную группу из благополучно здравствующих той же расы, того же пола, того же возраста, что и жертвы самоубийства. Собрав данные о контрольной группе, У.Брид сравнил их с данными о самоубийцах.

Исследование показало, что жизненный опыт обеих групп был сходным, за исключением некоторых существенных различий. Главное различие состояло в снижении уровня социальной мобильности и “скольжении вниз”. Безусловно, что у каждого из 105 самоубийц была своя личная причина для того, чтобы свести счеты с жизнью. Однако, эти сугубо личные причины не интересовали исследователя, ибо У.Брид изучал не отдельные случаи суицида, а самоубийство как социальное явление. И в данном (социальном) смысловом контексте главной причиной самоубийства выступала нисходящая мобильность, которая, преломляясь в психике людей, получала индивидуальную окраску. Независимо от того, осознавалось это или же не осознавалась самим потерпевшим, но именно она выступала главной причиной трагедии каждого.